"Чёрный квадрат" Малевича превратился в мусор на выставке в Москве

В Доме культуры "ГЭС-2" открылась выставка "Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2". Репортёр Metro посмотрела на мировые шедевры живописи
"Чёрный квадрат" Малевича превратился в мусор на выставке в Москве
Артур Новосильцев / Агентство "Москва"
"Чёрный квадрат" – точка отсчёта на выставке "Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2".

Кураторы выставки Зельфира Трегулова и Франческо Бонами нарушили все правила и показали, что на супрематистов, авангардистов и художников будущих поколений повлияли не только великие западные мастера Пикассо, Гоген, Матисс и Ван Гог, как считается традиционно, но и российские художники XIX века. 

В качестве примера они показали картину Иллариона Прянишникова "Общий жертвенный котёл в престольный праздник". Она первой встречает посетителей. В этой работе главную роль играют не крестьяне, изображённые на на ней, а пронизывающий всё полотно свет.

Картина "Общий жертвенный котёл в престольный праздник" Иллариона Прянишникова первой встречает гостей на выставке.
Артур Новосильцев / Агентство "Москва"
Картина "Общий жертвенный котёл в престольный праздник" Иллариона Прянишникова первой встречает гостей на выставке.

То же самое и в работе "Пейзаж.Степь" Архипа Куинджи: картина словно светится изнутри. Этот метафизический свет, как его называют кураторы, превращает пейзаж из реалистичного в абстрактное взаимодействие цвета и света. 

Постепенно нас подвели к ключевой работе выставки – "Чёрному квадрату" Казимира Малевича, в которой темы света, цвета и метафизики пересекаются. Эта работа в начале прошлого века сломала мир искусства: на ней закончилось классическое и началось совершенно иное искусство.

Архип Куинджи "Пейзаж. Степь".
Даниил Анненков / предоставлено © Дом культуры "ГЭС-2"
Архип Куинджи "Пейзаж. Степь".

Выставка выстроена из нескольких глав-залов, и каждая рассказывает об искусстве, в прошлом столетии стремительно меняющимся и обретающим новые формы и направления. 

Отправной точкой в этом путешествии становится "Чёрный квадрат". Малевич написал четыре такие картины. На выставке представлена вторая версия 1923 года. 

Цифра
132
работы представлены на выставке. Они собраны из 17 государственных музеев, таких как Третьяковская галерея, Русский музей, Нижегородский государственный художественный музей, и 15 частных коллекций.

"Чёрный квадрат", как квинтэссенция всех смыслов, потрясла в начале XX века мировое арт-сообщество и дала начало многим новым направлениям в искусстве. Идеи подхватили современники. 

Александр Родченко пытается спорить с Малевичем в своей работе "Чёрное на чёрном", исследуя цвет как живую материю, которая меняется за счёт разной фактуры. Ольга Розанова в картине "Супрематизм" также делает акцент на геометрических фигурах, но больше её интересует цвет. Она берёт белый и слегка распыляет его, чтобы найти оттеночные полутона. 

Границы абстракции смываются, оттенки переходят из одного в другой. Цвет становится выразительнее и углубляет своё значение. 

Посетители выставки на фоне картин Ольги Розановой "Супрематизм" и Ивана Клюна "Беспредметное по принципу свет-цвет" (слева). Справа – картина Александра Родченко – "Чёрное на чёрном".
Артур Новосильцев / Агентство "Москва"
Посетители выставки на фоне картин Ольги Розановой "Супрематизм" и Ивана Клюна "Беспредметное по принципу свет-цвет" (слева). Справа – картина Александра Родченко – "Чёрное на чёрном".

– Супрематисты оказали сильное влияние на советских минималистов, и здесь мы оказываемся во главе "Оп-арт и минимализм", – рассказывает Metro Артём Ломакин, медиатор Дома культуры "ГЭС-2" и фонда V–A–C. – Идеи Малевича наследует Франциско Инфанте-Арана. В его работе "Точка в своём пространстве" тоже рассматривается взаимодействие чёрного и белого, но здесь на первый план выходит линейность. 

Франциско Инфанте-Арана – картина  “Точка в своём пространстве".
Даниил Анненков / предоставлено пресс-службой Дома культуры "ГЭС-2"
Франциско Инфанте-Арана – картина “Точка в своём пространстве".

Точка в своём пространстве будто закручивает всё на себе и за счёт упрощённой формы становится сосредоточением всего сразу. Лев Нусберг, современник Инфанте-Араны, в работе "Пронизывающая как идея" создаёт плоскость, пронзённую простейшими линями, которые часто встречаются в работах Малевича. Эта работа словно поэзия.

В это же время развивается движение "оп-артистов". Эти художники, работая с формой, цветом и линиями, делают акцент на оптической иллюзии, исследуя уже восприятие зрителя. Виктор Вазарели в "8–4" пишет на холсте яркий объёмный ромб, цвета которого раскрываются в зависимости от того, с какой стороны зритель смотрит на картину. Без зрителя эта работа не активна. 

Виктор Вазарели "8–4", 1973—1975.
Маша Ильина
Виктор Вазарели "8–4", 1973—1975.

– Напротив нас – следующая глава – "Город". Тема города была ключевой для супрематистов, авангардистов и конструктивистов в XX веке, – продолжает Артём. – В 1920-х годах художники воспринимали город как новое, быстро меняющееся пространство, которое отвечает их философии и отражает интересы человека будущего. В то время в столице появляется разветвлённая сеть трамвайных путей, а здание "ГЭС-2" обеспечивает трамвайные пути электричеством. Поэтому для нас эта тема наиболее актуальна. Город современный воссоздан на выставке в инталляции Владимира Селезнёва "Метрополис".

Инсталляция "Метрополис" Владимира Селезнёва. Город, собранный из мусора.
Маша Ильина
Инсталляция "Метрополис" Владимира Селезнёва. Город, собранный из мусора.

Этот мегаполис художник собрал из мусора, который оставляли посетители "ГЭС-2", и дополнил его другими объектами. Пластиковые бутылки, старые плафоны, крафтовые коробки, жестяные банки превращаются в высокие и низкие жилые здания, магазины, поликлиники, офисы, скамеечки, а строительная плёнка становится катком среди картонных и пластиковых "домиков". 

Через 10 секунд свет гаснет – и случается магия: собранный мусор преобразуется в живой город, видимый зрителем будто из окна самолёта, идущего на посадку. Эта работа – напоминание, что за городскую среду ответственен человек.

В темноте мусор превращается в город с высоты птичьего полёта.
Даниил Анненков / предоставлено © Дом культуры "ГЭС-2"
В темноте мусор превращается в город с высоты птичьего полёта.

– Человек вновь становится одной из центральных тем в искусстве XX века, – объясняет Артём Ломакин. – В 1920-м Варвара Степанова в одной из своих редких живописных работ "Голова" разбирает человека на механизмы, исследует, из каких первоэлементов мы состоим. Малевич в "Крестьянах" изображает своих героев всё ещё схематично: люди будущего, за ними – развитие страны. 

Гости рассматривают работу "Обеденный перерыв" Семёна Файбисовича.
Артур Новосильцев / Агентство "Москва"
Гости рассматривают работу "Обеденный перерыв" Семёна Файбисовича.

А уже в середине века человек в искусстве приобретает лицо. В портрете "Обеденный перерыв", написанном Семёном Файбисовичем в 1989 году, мужчина в костюме сидит на скамейке. И образ его написан максимально реалистично. 

Александра Экстер "Москва. Синтетический город", 1914.
Артур Новосильцев / Агентство "Москва"
Александра Экстер "Москва. Синтетический город", 1914.

Инсталляцией "Случай в музее, или Музыка на воде" Ильи и Эмилии Кабаковых выставка заканчивается. Они изобразили такую сцену: должен состояться пафосный показ работ великого советского художника Кошелёва, который на своих ярких, солнечных картинах изобразил счастливых тружеников производства: учителей, строителей, рабочих, доярок. И вот на открытии случается конфуз: прорывает трубы и все гениальные картины поглощает вода. 

Эта инсталляция, показанная в Нью-Йорке в 1992 году, в нашей стране выставляется впервые. Картины действительно есть, под ними по периметру зала стоят тазики – маленькие, большие, широкие, узкие, железные и эмалированные, и сверху из специальных трубочек в них капает вода, создавая за счёт разных размеров тазиков и ведёрок и их материалов музыкальный рисунок, отвлекая наше внимание от картин. 

Илья и Эмилия Кабаковы "Случай в музее, или Музыка на воде", 1992.
Даниил Анненков / предоставлено © Дом культуры "ГЭС-2"
Илья и Эмилия Кабаковы "Случай в музее, или Музыка на воде", 1992.

Кабаковы всегда были очень ироничны в своём творчестве, и в этой работе они тонко дают понять, что пафос и благоговение перед кем-то или чем-то – лишь мыльный пузырь, который в любой момент может лопнуть. А истинным художником остаётся по-прежнему случай и природа.