Кураторы выставки Зельфира Трегулова и Франческо Бонами нарушили все правила и показали, что на супрематистов, авангардистов и художников будущих поколений повлияли не только великие западные мастера Пикассо, Гоген, Матисс и Ван Гог, как считается традиционно, но и российские художники XIX века.
!["Чёрный квадрат" Малевича превратился в мусор на выставке в Москве](https://static.gazetametro.ru/media/20240627180632/efe8dd128e20cf98d2c1cffc83a42deb903611586eba047fb726fdfd16be82ba.jpg)
В качестве примера они показали картину Иллариона Прянишникова "Общий жертвенный котёл в престольный праздник". Она первой встречает посетителей. В этой работе главную роль играют не крестьяне, изображённые на на ней, а пронизывающий всё полотно свет.
![Картина "Общий жертвенный котёл в престольный праздник" Иллариона Прянишникова первой встречает гостей на выставке.](https://static.gazetametro.ru/media/20240701160752/5f16323d-afb1-421b-99a7-1eef12a3717e.jpg)
То же самое и в работе "Пейзаж.Степь" Архипа Куинджи: картина словно светится изнутри. Этот метафизический свет, как его называют кураторы, превращает пейзаж из реалистичного в абстрактное взаимодействие цвета и света.
Постепенно нас подвели к ключевой работе выставки – "Чёрному квадрату" Казимира Малевича, в которой темы света, цвета и метафизики пересекаются. Эта работа в начале прошлого века сломала мир искусства: на ней закончилось классическое и началось совершенно иное искусство.
![Архип Куинджи "Пейзаж. Степь".](https://static.gazetametro.ru/media/20240627180620/374481ef-18f4-4755-ad3d-5341503d2473.jpg)
Выставка выстроена из нескольких глав-залов, и каждая рассказывает об искусстве, в прошлом столетии стремительно меняющимся и обретающим новые формы и направления.
Отправной точкой в этом путешествии становится "Чёрный квадрат". Малевич написал четыре такие картины. На выставке представлена вторая версия 1923 года.
"Чёрный квадрат", как квинтэссенция всех смыслов, потрясла в начале XX века мировое арт-сообщество и дала начало многим новым направлениям в искусстве. Идеи подхватили современники.
Александр Родченко пытается спорить с Малевичем в своей работе "Чёрное на чёрном", исследуя цвет как живую материю, которая меняется за счёт разной фактуры. Ольга Розанова в картине "Супрематизм" также делает акцент на геометрических фигурах, но больше её интересует цвет. Она берёт белый и слегка распыляет его, чтобы найти оттеночные полутона.
Границы абстракции смываются, оттенки переходят из одного в другой. Цвет становится выразительнее и углубляет своё значение.
![Посетители выставки на фоне картин Ольги Розановой "Супрематизм" и Ивана Клюна "Беспредметное по принципу свет-цвет" (слева). Справа – картина Александра Родченко – "Чёрное на чёрном".](https://static.gazetametro.ru/media/20240627180628/d8809e54-b513-42b3-b08f-942c5b9115ed.jpg)
– Супрематисты оказали сильное влияние на советских минималистов, и здесь мы оказываемся во главе "Оп-арт и минимализм", – рассказывает Metro Артём Ломакин, медиатор Дома культуры "ГЭС-2" и фонда V–A–C. – Идеи Малевича наследует Франциско Инфанте-Арана. В его работе "Точка в своём пространстве" тоже рассматривается взаимодействие чёрного и белого, но здесь на первый план выходит линейность.
![Франциско Инфанте-Арана – картина “Точка в своём пространстве".](https://static.gazetametro.ru/media/20240701160744/95c7b29b-c571-41cf-81b2-94860409ccf0.jpg)
Точка в своём пространстве будто закручивает всё на себе и за счёт упрощённой формы становится сосредоточением всего сразу. Лев Нусберг, современник Инфанте-Араны, в работе "Пронизывающая как идея" создаёт плоскость, пронзённую простейшими линями, которые часто встречаются в работах Малевича. Эта работа словно поэзия.
В это же время развивается движение "оп-артистов". Эти художники, работая с формой, цветом и линиями, делают акцент на оптической иллюзии, исследуя уже восприятие зрителя. Виктор Вазарели в "8–4" пишет на холсте яркий объёмный ромб, цвета которого раскрываются в зависимости от того, с какой стороны зритель смотрит на картину. Без зрителя эта работа не активна.
![Виктор Вазарели "8–4", 1973—1975.](https://static.gazetametro.ru/media/20240627180636/380aea9d-4d21-4100-96b6-b1098280a074.jpg)
– Напротив нас – следующая глава – "Город". Тема города была ключевой для супрематистов, авангардистов и конструктивистов в XX веке, – продолжает Артём. – В 1920-х годах художники воспринимали город как новое, быстро меняющееся пространство, которое отвечает их философии и отражает интересы человека будущего. В то время в столице появляется разветвлённая сеть трамвайных путей, а здание "ГЭС-2" обеспечивает трамвайные пути электричеством. Поэтому для нас эта тема наиболее актуальна. Город современный воссоздан на выставке в инталляции Владимира Селезнёва "Метрополис".
![Инсталляция "Метрополис" Владимира Селезнёва. Город, собранный из мусора.](https://static.gazetametro.ru/media/20240627180640/a2b1d2b0-ce17-44f4-a3e1-4db7f67a37ca.jpg)
Этот мегаполис художник собрал из мусора, который оставляли посетители "ГЭС-2", и дополнил его другими объектами. Пластиковые бутылки, старые плафоны, крафтовые коробки, жестяные банки превращаются в высокие и низкие жилые здания, магазины, поликлиники, офисы, скамеечки, а строительная плёнка становится катком среди картонных и пластиковых "домиков".
Через 10 секунд свет гаснет – и случается магия: собранный мусор преобразуется в живой город, видимый зрителем будто из окна самолёта, идущего на посадку. Эта работа – напоминание, что за городскую среду ответственен человек.
![В темноте мусор превращается в город с высоты птичьего полёта.](https://static.gazetametro.ru/media/20240627180640/d76def47-36c6-41b3-b056-24da5470e205.jpg)
– Человек вновь становится одной из центральных тем в искусстве XX века, – объясняет Артём Ломакин. – В 1920-м Варвара Степанова в одной из своих редких живописных работ "Голова" разбирает человека на механизмы, исследует, из каких первоэлементов мы состоим. Малевич в "Крестьянах" изображает своих героев всё ещё схематично: люди будущего, за ними – развитие страны.
![Гости рассматривают работу "Обеденный перерыв" Семёна Файбисовича.](https://static.gazetametro.ru/media/20240701160752/6280d654-5393-4d82-acb3-4bc5f8babcc5.jpg)
А уже в середине века человек в искусстве приобретает лицо. В портрете "Обеденный перерыв", написанном Семёном Файбисовичем в 1989 году, мужчина в костюме сидит на скамейке. И образ его написан максимально реалистично.
![Александра Экстер "Москва. Синтетический город", 1914.](https://static.gazetametro.ru/media/20240627180652/15d1a5a7-9355-40a0-b80e-04262114540f.jpg)
Инсталляцией "Случай в музее, или Музыка на воде" Ильи и Эмилии Кабаковых выставка заканчивается. Они изобразили такую сцену: должен состояться пафосный показ работ великого советского художника Кошелёва, который на своих ярких, солнечных картинах изобразил счастливых тружеников производства: учителей, строителей, рабочих, доярок. И вот на открытии случается конфуз: прорывает трубы и все гениальные картины поглощает вода.
Эта инсталляция, показанная в Нью-Йорке в 1992 году, в нашей стране выставляется впервые. Картины действительно есть, под ними по периметру зала стоят тазики – маленькие, большие, широкие, узкие, железные и эмалированные, и сверху из специальных трубочек в них капает вода, создавая за счёт разных размеров тазиков и ведёрок и их материалов музыкальный рисунок, отвлекая наше внимание от картин.
![Илья и Эмилия Кабаковы "Случай в музее, или Музыка на воде", 1992.](https://static.gazetametro.ru/media/20240627180648/39dd9a88-2b79-4cb3-81f6-f86403ef8e81.jpg)
Кабаковы всегда были очень ироничны в своём творчестве, и в этой работе они тонко дают понять, что пафос и благоговение перед кем-то или чем-то – лишь мыльный пузырь, который в любой момент может лопнуть. А истинным художником остаётся по-прежнему случай и природа.