"Чёрная пятница": почему на главной распродаже года в плюсе не останется никто

В последнюю пятницу осени во всём мире проходит глобальная шопинг-лихорадка, известная как "чёрная пятница". В этом году она стартует 29 ноября и продлится несколько дней. Но бывает, что ритейлеры запускают распродажу сильно заранее, чуть ли не с конца октября
"Чёрная пятница": почему на главной распродаже года в плюсе не останется никто
Максим Блинов / РИА Новости
Распродажи в "чёрную пятницу".

В России "чёрная пятница" успела заслужить дурную славу. Многие ей просто не доверяют, и для этого есть веское основание. Ритейлеры "под шумок" завышают стоимость товара в несколько раз, а затем делают "скидку". Особенно этим грешат продавцы маркетплейсов, рассчитывая на то, что некоторые пользователи не следят за ценообразованием и не знают, сколько товар стоил изначально. 

По оценке ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, нечестная практика формирования скидки присутствует примерно в половине предложений на крупных онлайн-площадках.

"Обычно это выглядит так. Ты заходишь на маркетплейс и видишь огромную скидку на товар на распродаже – до 30%. Но при этом понимаешь, что это его обычная цена. А скидка образуется от того, что чуть раньше стоимость подняли на размер будущей скидки. Кстати, это касается не только электроники – манипулировать пытаются со скидками и на такие товары, как, например, кофе", – рассказал эксперт "Известиям".

Проблемой фейковых скидок заинтересовались даже в Госдуме. Накануне "чёрной пятницы" первый зампред думского комитета по контролю Дмитрий Гусев и член комитета по защите конкуренции Ирина Филатова обратились в ФАС и Роспотребнадзор с просьбой проверить продавцов онлайн-площадок на предмет обмана покупателей. 

Всё не так просто

Однако есть и другая сторона медали. Эксперт по торговле на маркетплейсах, предприниматель Влад Полагушин утверждает, что поднятие цен задолго до начала распродаж было закономерным ответом рынка на сложившиеся условия.

– В феврале 2024 года Wildberries увеличил комиссии на многие категории товаров, что повлекло за собой рост их стоимости. Далее площадки последовательно подняли расценки на логистику и рекламу, ввели платный приём товаров, – поясняет эксперт. – Кроме того, на фоне роста процентной ставки увеличилась стоимость кредитования бизнеса. Из-за инфляции и курса доллара продавцы стали больше тратить на закупку товара и зарплатный фонд, чтобы сохранить рабочие места. В результате многие начали повышать цены уже в первый месяц осени. 

Скачок стоимости товаров за месяц до распродажи эксперт объясняет политикой маркетплейсов. 

– Механизм работает так: площадка направляет продавцу запрос о скидке и желаемую цену. Он либо принимает условия, либо не участвует в акции. Во втором случае товары селлера опускаются на последние строки выдачи, что равносильно отсутствию продаж, поэтому большинство компаний соглашаются на озвученные требования. Такие условия крайне невыгодны, поэтому бизнес вынужденно компенсирует потери.

Почему пятница чёрная?

Black Friday придумали в стране процветающего капитализма – в Америке. Предрождественские распродажи там проводились ещё в XIX веке. Современная "чёрная пятница" наступает сразу после Дня благодарения, который отмечается в США каждый четвёртый четверг ноября. После тихих семейных посиделок американцы толпами бегут на распродажи, которые устраивают буквально повсеместно. В "чёрную пятницу" магазины открываются очень рано – около 5 утра, а некоторые крупнейшие торговые сети – даже в полночь. Первым покупателям предлагаются серьёзные скидки – от 50 до 90%. Это делается для того, чтобы привлечь в магазины как можно больше людей.

И если с пятницей всё понятно, то почему же она "чёрная"?

По одной из версий, "чёрным" этот день окрестили таксисты из-за немыслимых пробок на дорогах – каждый горожанин спешил успеть к старту распродажи. 

По другой версии, "чёрной" пятницу назвали полицейские, у которых в этот день было работы невпроворот: неуправляемые толпы, перегруженность магазинов, хаос, драки. 

Третья версия связана с идиомой in the black, что означает "положительный баланс". Раньше торговые компании при ведении бухгалтерского учёта записывали убытки красными чернилами, а прибыль – чёрными.

А ещё "чёрной пятницей" долгое время именовался обвал рынка золота 24 сентября 1869 года. Позже термин использовался для обозначения других биржевых кризисов.