Чем запомнился гонщик американской команды Никита Мазепин в "Формуле-1"

Гонщик команды Haas Никита Мазепин в "Формуле-1" - всё. Узнали у эксперта, как россиянин проявил себя в первом сезоне, и какие у него перспективы
Чем запомнился гонщик американской команды Никита Мазепин в "Формуле-1"
Getty Images
Никита Мазепин (справа) и Мик Шумахер на тестах - 2022 год был многообещающим

"Формула-1" объявила о невозможности проведения Гран-при России, запретила трансляцию гонок на территории России, а теперь лишилась и единственного российского пилота.  

Американская команда Haas досрочно разорвала контракт с 23-летним Никитой Мазепиным. Также в одностороннем порядке были прерваны контрактные обязательства с титульным спонсором - "Уралкалием". Американцы уже официально заменили уволенного Мазепина на датчанина Кевина Магнуссена.

Изначально Международная автомобильная федерация (FIA) была согласна, чтобы российские гонщики участвовали в международных соревнованиях, но выдвинула ряд условий: они должны выступать под нейтральным флагом, не упоминать свою страну и не выражать прямую или косвенную поддержку действиям России на Украине. Мазепин готов был принять их, но узнал о прерывании контракта... из пресс-релиза. 

Изгнание из "Формулы-1" стало шоком для Мазепина
Getty Images
Изгнание из "Формулы-1" стало шоком для Мазепина

Возможно, на это решение команды повлияла опубликованная Financial Times информация, будто Мазепин вместе с отцом, основателем и владельцем компании "Уралхим" (купила "Уралкалий" в прошлом году) Дмитрием Мазепиным, попал в новый санкционный список Евросоюза. Национальная принадлежность Haas тоже могла сказаться. Как известно, США - одна из тех стран, которая наиболее агрессивно воспринимает российскую спецоперацию на Украине. 

В ответ гонщик объявил об учреждении фонда помощи спортсменам, которые из-за санкций со стороны международных организаций лишились возможности участвовать в соревнованиях. Но самое главное, теперь "Формула-1" будет обходиться без наших пилотов. 

Четвёртому россиянину в истории "Ф-1" банально не хватило времени, чтобы выстрелить. В дебютном сезоне он занял последнее место в общем зачёте, часто проигрывал напарнику Мику Шумахеру, а свою лучшую гонку завершил 14-м. И всё же сезон получился для него довольно многообещающим.

Мнение эксперта

-  Хочется верить, что карьера Мазепина в "Формуле-1" однажды продолжится, - сказала Metro комментатор гонок Наталья Фабричнова. - Надеюсь, пауза продлится лишь один сезон. Я наблюдала за его карьерой ещё с младших гоночных серий. Никита явно не реализовал свой потенциал. В "Ф-1" сезон новичка - всегда очень тяжёлая пора. Он только привыкает к новой технике, которая сильно отличается от той, с которой приходилось работать во второй и третьей "Формулах". Также непросто проходит интеграция в новую, большую команду. 

В прошлом сезоне Мазепин выступал на старой, тяжёлой машине. Ни о каких хороших результатах и речи не могло идти. Зато в 2022 году было обновление регламента, появилась надежда, что у Haas появится более конкурентоспособная машина. Однако обстоятельства сложились не в пользу российского пилота. Хочется надеяться, что если Мазепин вернётся в "Ф-1", то у него будет техника, которая позволит сражаться за очки. 

Мазепин на Гран-при Бахрейна
Getty Images
Мазепин на Гран-при Бахрейна

Не зря говорят, что в "королевских гонках" 70 процентов зависит от машины, и 30 процентов - от пилота. Даже самые талантливые - например, Фернандо Алонсо - начинали совсем в слабых командах, которые дальше последнего-предпоследнего места уехать не могли. Кто мог разглядеть в Алонсо будущего двукратного чемпиона "Ф-1", когда он начинал? 

Чтобы говорить о потенциале, нужна техника, которая даст возможность бороться. А пока я бы отметила надёжность Никиты как пилота и его стабильное эмоциональное восприятие событий на трассе, что играет большую роль в "Формуле-1". Весь сезон мы наблюдали, как Никита борется со своей машиной, борется с обстоятельствами, не сдаётся. Профессиональная, ментальная устойчивость у него присутствовали! А вот скорости у его болида не было - этим и объясняются слабые результаты.

Факты о дебюте

Поломок на 3 миллиона

Добиться значительных успехов Мазепину мешал слабый болид. Он частенько разрушался на глазах, за что боссам команды пришлось раскошелиться почти на 3 миллиона долларов. 

И дело было не столько в вольном стиле вождения дебютанта, сколько в хрупкости американского продукта. Впрочем, другие пилоты Haas, Мик Шумахер и Юки Цунода, разбивали болиды даже чаще. 

Страсти с Шумахером

Фамилия напарника Никиты по команде Мика Шумахера обязывала его ко многому. Однако сын семикратного чемпиона "Формулы-1" пусть и был ярковыраженным номером один, иногда Мазепину всё же проигрывал. 

Мик Шумахер и Никита Мазепин
Getty Images
Мик Шумахер и Никита Мазепин

Да, потенциал Шумахера был виден, но Мазепин несколько раз проводил блестящие, шахматные атаки, которые реально смущали немца. 

Например, на Гран-при Сан-Паулу, где российский пилот буквально в сантиметрах от аварии разделался с Шумахером, закончив гонку на более высокой позиции. Тогда Мазепин всего в третий раз за сезон опередил немца, но сделал это красиво.

Всеобщее раздражение

Весь сезон Мазепин бесил соперников блокировками. Так, Николас Латифи назвал его идиотом, а Антонио Джовинацци - сумасшедшим. Кими Райкконен и вовсе показал гонщику средний палец. Шарль Леклер в сердцах бросил: "Мазепин уже никогда не изменится", Ланс Стролл прокричал: "Дурацкий Мазепин понятия не имеет, что творит". 

Ставший чемпионом "Ф-1" Макс Ферстаппен так прокомментировал очередной "выкрутас" Мазепина: "Это невероятно! Просто невероятно".

По подсчётам журналистов, всего за сезон россиянин взбесил аж 20 пилотов.