Дом был построен в 1972 году архитектором Евгением Стамо и инженером Александром Маркеловым.
— Семидесятые — начало эпохи постмодернизма, бесконечных архитектурных экспериментов, — рассказала Metro Елизавета Лихачёва, директор Музея архитектуры им. Щусева. — Советские зодчие ищут необычные решения для типовой городской застройки и пускаются кто во что горазд.
Маркелов и Стамо соорудили 9-этажный дом из железобетонных панелей стандартной серии I-515/9М, но расположили их под углом 6 градусов друг к другу, и строение замкнулось в кольцо. Получившийся "бублик" поначалу всем понравился. Возникла идея возвести цепочкой пять таких домов — с воздуха они смотрелись бы как олимпийские кольца. В преддверии Игр 1980 года этот проект участвовал в конкурсе на застройку Олимпийской деревни.
Но от него отказались. Внедрение таких домов в серию подразумевало изменение технологии производства железобетонных плит, то есть немалые затраты. В условиях плановой экономики это было бесперспективно. Монолитные вставки между панелями тоже удорожали строительство.
— Это был интересный эксперимент, но не очень удачный, — отмечает Лихачёва. — И дело не только в финансах. Замкнутый двор разрушал систему микрорайонов, которая внедрялась в стране в тот период. Здесь структура больше напоминала квартальную.
В итоге появился ещё лишь один дом-кругляш. Он был построен в 1979 году неподалёку, в районе Раменки, на улице Довженко.
Дом оказался удобен с точки зрения формирования дворового сообщества: многочисленные жильцы знали друг друга, молодые мамы с колясками гуляли по громадному двору, дети вместе играли на площадках. На первых этажах располагались магазины, учреждения сферы обслуживания, включая библиотеку (всё это есть по сей день). Но гораздо больше у дома оказалось уязвимостей.
— Все комнаты здесь в форме трапеции — стена на внешней стороне шире, чем на внутренней. Кажется, вы поставили мебель ровно, но рядом всё равно останется кривое пространство, — отмечает Лариса Скрыпник, старший научный сотрудник Музея Москвы. — Ветер, задувающий в шесть арок, создаёт во дворе-колодце турбулентность, страшные сквозняки. Акустика этого двора такова, что, если вы кашлянули на балконе, услышат сотни людей. А если ночью у автомобиля сработала сигнализация, они вовсе сойдут с ума. Забыли задвинуть шторы — ваша личная жизнь станет известна соседям. Кроме того, квартиры на нижних этажах, выходящие на северную сторону, очень тёмные, там сыро, как в пещере. А ведь в СССР существовали жёсткие санитарные требования по количеству солнечного света, которое должно поступать в помещение.
К слову, квартиры здесь обычной планировки и стандартного метража. Однокомнатная — 32 "квадрата", двухкомнатная — 45, трёхкомнатная — 58. Кухни маленькие, шестиметровые. Единственный изыск — более высокие потолки (не 250, а 264 сантиметра).
"Бублик" на улице Довженко расположен по соседству с "Мосфильмом". Неудивительно, что он засветился в различных картинах. Так, в мелодраме "Москва слезам не верит" есть панорама этого дома. Здесь же, во дворе, снимали эпизоды сериала "Остановка по требованию". Массовку набирали из местных жителей. А квартирантами круглого дома на Нежинской были популярный актёр Савелий Крамаров и режиссёр Эмиль Лотяну.
— Вон в тех подъездах давали жильё сотрудникам Совета экономической взаимопомощи, в том числе гражданам ГДР, Чехословакии, Югославии, — вспоминает обитатель этого дома Александр Акимов. — Вообще здание заселялось секторами. В некоторые подъезды уже въехали люди, остальные ещё только строились. Что касается двора, здесь мало что изменилось за последние десятилетия. Для ребятни сделали спортивную "коробку", стало больше детских площадок. А ещё в 70-е годы тут был небольшой круглый бассейн. Его убрали, когда там чуть не утонул мальчишка.
— Мои окна выходят на солнечную, юго-западную сторону, — рассказывает другой коренной житель Вячеслав Николаев. — В летние дни квартира так накаляется, что ночью я гопака пляшу — постоянно в душ бегаю. Жара невыносимая! А в целом дом хороший, простоит ещё сто лет.