До сих пор многие удивляются, как Олдос Хаксли в 1932 году в романе "О дивный новый мир" смог спрогнозировать наступающее нам на пятки будущее. Мир Гоши Острецова, художника, который представлял страну на Венецианской биеннале в 2009 году, перекликается с антиутопией Хаксли. Пусть у него и не сатира, но зато – яркая ирония.
Вместо людей из пробирки, лишённых духовности у него – человекоподобные роботы с искусственным интеллектом.
– Сейчас появляется много дизайн-бюро, которые создают всё для жизни человека, а у меня – робобюро. Оно разрабатывает вещи для следующего этапа развития человечества – искусственного интеллекта, – рассказывает Metro Гоша. – Столы, стулья, лампы, игрушки, есть даже робобарби – всё, что нужно роботам для существования среди нас.
Нейросеть сейчас пишет не картины, а ерунду. Робот не может создавать искусство в нашем понимании. Он – не обладатель культурной традиции. Они могут сымитировать культурные коды, чтобы с нами общаться. Но почувствовать человека – никогда! Гоша Острецов, художник
Яркие предметы сделаны из фанеры, металла, пластмассы, есть ткани, расписанные акриловыми красками.
– Это красивая, радостная обёртка, как красочная упаковка от шоколадной конфеты, но на вкус она настолько приторна, что тошно, – объясняет художник. – Она напоминает: приторность подобна яду. Человечество всегда стремится к большему. Мы создали автомобиль, а теперь хотим, чтобы он летал. Мы создали компьютер, а теперь работаем на тем, чтобы ИИ делал за нас работу, решал задачи, советовал, как жить. Есть суррагатное материнство, скоро будет робоматеринство, а дальше роботы научатся клонировать друг друга, станут независимы – и наступит конец человечеству.
Острецов говорит, что мы сами, не осознавая, взяли курс на робопоглощение. Человек современный стремится к гипериндивидуализму. Даже звонить стало неэтично, все стараются писать сообщения, избегая живого общения, чтобы сохранить внутреннее состояние.
– Девайсы создаются для того, чтобы освободить время для саморазвития, ограничить общение, чтобы рядом было меньше лишних людей, – считает художник. – Вместо уборщицы – робот-пылесос, вместо кухарки – полуфабрикаты и доставка еды. Но, как ни крути, человек – существо коллективное, ему скучно. Поэтому появляются умные колонки с человеческим голосом, а в будущем и роботы-андроиды. Но на сегодняшний день сделать из них полное подобие человеку – недостижимо, как и создать квантовый компьютер. Ничего не получается – всё разваливается. Когда человек начнёт синтезировать атом, то станет владыкой мира, только будет ли это человек? Есть огромная вероятность, что прежде нас это сделает ИИ.
Роботы могут создать только своё искусство, которое людям не понять. Они будут видеть какой-нибудь алгоритм, нам недоступный, и балдеть! Гоша Острецов, художник
Гоша Острецов говорит, что все предметы, которые он создал для выставки, роботам понадобятся, но самым главным, чем они будут пользоваться – это человек. Конструируя удобного андроида – слушателя, человек подсознательно мечтает возвыситься, но никогда не сможет спрятать эмпатию и эмоциональность, а робот, не обладая ни тем, ни другим, быстро научится этим пользоваться. Так человек рискует стать узником "эмоциональной" роботюрьмы.
Неслучайно и то, что произведения искусства Острецов выполнил в стиле супрематизма.
– В начале XX века Малевич создал супрематический мир для нового человека. За 100 лет мало что изменилось: мы также живём в домах-коробках, нас окружают прямоугольники и углы, – говорит Гоша. – Но зато появился новый искусственный интеллект. Я как художник создал супрематический мир будущего, в котором связал два столетия. Не отрицаю, что мы уже и есть ИИ, и этот вопрос оставляю зрителю.
Работы созданы в рамках программы "ColLab" мастерских Центра художественного производства "Своды" Дома культуры "ГЭС–2"
Выставка открыта до 22.01.2024 года