"Человек не видит, что он чудовище": учёные об эксперименте в Тасмании

Metro поговорило с профессором биологии, которая организовала уникальный эксперимент в Австралии и выяснила, как человек до смерти запугивает животных одним своим присутствием
"Человек не видит, что он чудовище": учёные об эксперименте в Тасмании
FREEPIK.
Люди признаны самыми опасными хищниками на планете.

Прямоходящее чудовище

Человек считается величайшим хищником на планете, в том числе, из-за своей способности уничтожать целые экосистемы. Недавнее исследование австралийских учёных ещё раз подтвердило, что нет страшнее монстров на планете, чем сами люди.

Эксперимент провели профессора биологии Лиана Занетт из Университета Западного Онтарио, Калум Каннингем и Крис Джонсон из Университета Тасмании. Опыт проходил в эвкалиптовом лесу и заключался в том, что его обитателям включали записи разных животных: невинных блеющих овечек, лающих собак, рычащих тасманских дьяволов, воющих волков, ревущих львов – и спокойно разговаривающих людей. По всему лесу была расставлена автоматизированная система из камер и сенсорных динамиков, которые включали записи, как только к ним на 10 метров приближались кенгуру, валлаби и другие сумчатые.

Выяснилось, что звери убегают в 2,4 раза чаще, услышав человеческие голоса, по сравнению со звуками других хищников.

Система воспроизведения звуков, развешанная в лесу Тасмании.
Предоставлено героем статьи.
Система воспроизведения звуков, развешанная в лесу Тасмании.
Учитывая новые исследования, показывающие, что люди гораздо более смертоносны, чем другие хищники, можно ожидать, что страх дикой природы перед людьми будет лишь усиливаться со временем.
Лиана Занетт, профессор биологии в Университете Западного Онтарио

Сначала учёные подумали, что это происходило из-за недостатка в Австралии крупных, внушающих ужас хищников, таких как львы и волки. То есть, у травоядных просто не было эволюционного механизма страха перед этими животными. Однако биологи вместе с коллегами из других стран проводили подобные опыты в Северной Америке, Европе, Африке и Азии. Все эти эксперименты пришли к одному выводу: больше, чем львов, пум, леопардов, медведей, волков и собак, звери боятся человека.

Объясняют учёные

Metro поговорило с Лианой Занетт  и выяснило детали эксперимента.

Лиана Занетт.
Лиана Занетт.

Почему вы решили провести эксперимент?

– В последнее время защитники окружающей среды начали называть человека "суперхищником". Объясню, что это значит. Обычные хищники, вроде волков, медведей и львов, съедают свою жертву. Это инстинкт: так природа регулирует численность травоядных и плотоядных. Но то, что делает человек, – это другое. Мы называем это "экологией страха". Человеку необязательно охотиться на добычу – ему достаточно запугать одним своим присутствием животное, чтобы оно от страха перестало есть, пить и передвигаться по своим ареалам обитания, оставляло детенышей, лишалось насиженных мест. Всё это, конечно, приводит к уменьшению численности животных с ещё большей скоростью, чем если бы их просто съедали хищники. Из-за внушаемого страха люди гораздо более смертоносны, чем другие плотоядные существа.

Почему кенгуру, валлаби и другие австралийские сумчатые так боятся именно людей?

– Дело в том, что Австралия – это особое творение с точки зрения природы. Здесь очень много беззащитных зверушек и мало хищников. Здесь нет африканских львов и пум, европейских медведей и азиатских тигров. Сумчатые в каком-то смысле бесстрашны перед ними, они никогда не имели с ними дела. Но вот человека боятся. Наше исследование показало, что кенгуру, валлаби и другие австралийские сумчатые не так уж и наивны, когда речь заходит об опасности, которую представляют люди, и боятся их так же сильно, как млекопитающие на других континентах.

Судя по всему, у них есть веские причины бояться нас.  Археологические данные показывают, что коренные жители Австралии охотились на все виды, которые мы изучали, в течение последних 40-50 000 лет; охота на все эти виды значительно возросла, когда пришли европейцы с огнестрельным оружием; и даже сейчас в Тасмании, где мы проводим наше исследование, ежегодно отстреливается более миллиона этих сумчатых для занятий спортом и для "защиты сельскохозяйственных культур". Отсюда этот страх.

Сумчатые зверушки из Австралии более бесстрашны, чем травоядные других континентов. Однако человека они боятся больше, чем кто-либо.
Предоставлено героем статьи.

Получается, что человек – это "невидимый убийца". Мы сами не видим, какой урон животному миру мы наносим. Мы не считаем себя крупным хищником, но дикая природа явно мыслит иначе и признает нас такими, какие мы есть: самыми страшными хищниками в мире.

Это "слепое пятно " не только среди людей, далёких от науки, но и среди учёных, которые долгое время не признавали и не рассматривали роль людей как хищников.  Фактически, до 2015 года не проведено ни одно исследование, в котором бы человек рассматривался с точки зрения "суперхищника".

К каким последствиям для животного мира может привести страх перед людьми?

– В ходе нескольких экспериментов мы выясняли, что страх, который внушает человек, может сократить численность диких животных вдвое всего за четыре года. Если в Австралии животные убегают в 2,4 раза чаще от людей, чем от других хищников, то в странах Северной Америки, Европы, Африки и Азия эта цифра равна 2,1. Этот показатель чуть меньше, но всё равно велик.

Можно прибегнуть к элементарной математике: поскольку люди более, чем в два раза, опаснее других хищников, негативные последствия для популяций животных-жертв будут в два раза сильнее.

Не могли бы вы рассказать нам о подобных исследованиях в Северной Америке, Европе, Африке и Азии?

– Как я уже отметила, наши результаты в Австралии во многом совпадают с результатами других аналогичных экспериментов, которые мы проводили в Африке, Северной Америке, Европе и Азии. Недавно в Африке в результате эксперимента в саванне Большого национального парка Крюгера мы установили, что страх перед людьми намного превосходит страх даже перед львами – самым грозным "нечеловеческим" хищником в мире. Такие млекопитающие Африки, как жирафы, гиены, зебры, носороги и слоны, гораздо больше боятся человеческого "суперхищника", чем "царя зверей".  В ходе экспериментов, проведенных в Северной Америке, Европе и Азии, мы выяснили, что барсуки, лоси, белохвостые олени и дикие кабаны боятся  людей гораздо больше, чем леопардов, пум, медведей, собак и волков.

Новые результаты, полученные в Австралии, в очередной раз доказывают, что дикая природа во всем мире воспринимает человека как самого грозного хищника на планете, и подчёркивают, что мы не должны продолжать думать, что мы "невидимы" для них.