Чего боятся женщины? Об этом можно узнать из фильмов ужасов, которые снимают женщины-режиссёры

Прошли времена, когда ужасы считались "неженским" жанром. За последние десять лет феминистский хоррор становится всё популярнее
Чего боятся женщины? Об этом можно узнать из фильмов ужасов, которые снимают женщины-режиссёры
Cinezen
Элис Лоу в фильме "Преместь".

В прокате идёт изысканный визионерский хоррор фантаста Алекса Гарленда "Род мужской" о молодой женщине (любимица артхаусных режиссёров Джесси Бакли), которая наблюдает гибель своего мужа. Для исцеления она приезжает в идиллическую деревню, где все мужчины оказываются на одно лицо (от мала до стара всех играет замечательный Рори Киннер). "Род мужской" вызвал споры: то ли это фильм феминистский, а Гарленд от лица всех мужчин кается перед всеми женщинами, то ли женоненавистнический, и это история холодной стервы, которую мучает совесть за то, что довела парня. 

Джесси Бакли в фильме "Род мужской".
Вольга
Джесси Бакли в фильме "Род мужской".

Как ни оцени "Род мужской", род женский – главная тема современных фильмов ужасов. Сделали подборку отличных хорроров, снятых за последние десять лет. Их точно можно назвать феминистскими, потому что их сняли женщины.

"Девушка возвращается одна ночью домой" (2014), режиссёр Ана Лили Амирпур

Иранская постановщица называет свой нечеловечески стильный чёрно-белый фильм "иранским вампирским вестерном". Парадоксально, ведь вестерн – самый западный и мужской из всех жанров. Но не в этот раз. После религиозной революции в Иране государство во всех смыслах упрятало женщин под паранджу. Под чёрной паранджой на вызывающем "западном" скейте улицы вымышленного города грехов рассекает хрупкая девушка, избавленная от одного из самых больших женских страхов – возвращаться одной в темноте домой. Бояться нужно не ей, а обидчику, который рискует познакомиться с её острыми клыками. Фильм был бы хорош даже просто как поэтичный и проникнутый иранской меланхолией феминистский манифест. Но это ещё и история нежной, хрупко звенящей любви. 

"Дочери танца" (2015), режиссёр Агнешка Смочиньска

В грязных водах Вислы обитают две сестры-русалки, которые заманивают песнями мужчин и съедают их. Однажды они решают выбраться на берег. При всей красоте, ногах и волшебных голосах в современном мире для них находится место только в стрип-клубе. 

Не зная лучшего, русалочки всем довольны, пока одна из них не влюбляется в местного "принца". В своём пышном хоррор-мюзикле надежда польского кинематографа Смочиньска "перевела" сказку о русалочке на язык феминизма. Получилась притча о токсичной любви, в которой буквально растворяется женщина. 

"Ведьма любви" (2016), режиссёр Анна Биллер

На счету Анны Биллер немного работ, но все они показывают, как хорошо она умеет работать со стилизациями. Мирок "Ведьмы" неотличим от гладких, "пластиковых" 1960-х, которыми мы привыкли любоваться на экране. В этой эстетской до искр из глаз Нетландии живёт молодая ведьма Элейн, одержимая идеей "женского счастья". Милый рядом, и всё прекрасно. 

Вот только мужчины мрут, как мухи, от её любовных заклятий, и приходится хоронить один труп за другим. Через психоделическое фэнтези просвечивает картина из реального мира. Общество требует от женщины найти "вторую половину", без которой она считается неполноценной. Общество молится на любовь, срисованную с экрана, и не учит хорошо относиться к себе. Даже ритуалы наведения красоты, когда Элейн заковывает себя в броню идеальности, – тягостная необходимость, чтобы нравиться мужчинам. 

"Преместь" (2017), режиссёр Элис Лоу

Будучи на седьмом месяце беременности, комедиантка Элис Лоу вылила на плёнку личные фобии и страхи. Она написала сценарий, выступила режиссёром и сама сыграла в фильме молодую вдову Рут, которая уверена, что общается со своей ещё не рождённой дочкой. Малышка – настоящий дьявол, не только сыплющая из утробы человеконенавистническими сентенциями, но и велящая Рут убивать людей, которые вроде бы виновны в смерти её мужа. И вот по Лондону бегает "она же мать" с огромным ножом. Смешно и жутко. Трагифарс Лоу – оригинальная метафора страхов будущей матери, особенно матери-одиночки, которой не на кого положиться. 

"Свежатинка" (2022), режиссёр Мими Кейв

Попытка найти парня через дейтинг-приложения – сам по себе фильм ужасов. Одинаковые вопросы, неприличные фотки, оскорбления, на которые можно нарваться... 

Первые полчаса своего хита с фестиваля "Сандэнс-2022" Мими Кейв ставит как ромком о типичной ситуации горожанки, у которой больше нет сил ходить на неудачные свидания. А тут в продуктовом является парень мечты – симпатичный, остроумный, любит детей... Если бы он ещё не оказался каннибалом, который, расчленяя жертв, рекомендует им "не драматизировать" ситуацию. "Я тот же парень из бара, только теперь всё честно. Ты же этого хотела?" – говорит маньяк в исполнении Себастиана Стэна, искрящегося харизмой всех Ганнибалов Лекторов. 

В XXI веке идеальные незнакомцы из Интернета вызывают только подозрения, и мы скорее поверим в Джека Потрошителя, скрывающегося за обаятельной улыбкой, чем в любовь с первого взгляда.