Чат "Солнышки" помогает россиянам с облысением принять и полюбить себя

Предприниматель из Твери Иван Лаптев знает, почему люди без волос прячутся по домам. Metro выяснило, что злые шутки – ещё не худшее, с чем они сталкиваются
Чат "Солнышки" помогает россиянам с облысением принять и полюбить себя
Елизавета Рапутина
Иван Лаптев, создатель чата "Солнышки"

"А у тебя везде так?"

В Telegram появился чат для алопетов под названием "Солнышки". В нём уже 160 участников, их количество продолжает расти. 

Идея создать сообщество, в котором непохожие на остальных люди смогли бы комфортно общаться, пришла в голову жителю Твери Ивану Лаптеву в начале октября. 

Сейчас ему – 24 года. Из них 5 лет Иван живёт без волос. Наследственное заболевание не перевернуло мир молодого человека. Куда тяжелее ему стало не выделяться из толпы.

По словам Ивана, дело даже не в шутках. В компании над ними можно и самому посмеяться.

– Проблема в том, что наше общество совершенно не готово видеть людей такими. Нужен какой-то "средний канон". А когда человек похож на какого-то инопланетянина, первая реакция на него – жалость, а потом – страх.

Иван перечисляет триггеры, способные подорвать уверенность самого стойкого алопета.

– Чаще всего незнакомые люди предполагают, что у такого человека – онкология. Задают бестактные вопросы. Они видят алопета в первый раз и спрашивают: "Что с вами?", "А у вас везде так?”

Нередко люди пугаются, оборачиваются, шепчут. При этом больше всего Ивана удивляют родители с детьми.

– Ребёнок – он же маленький, может и заплакать. Большинство родителей ведут себя в таких ситуациях адекватно. Но встречались и те, кто отворачивал ребёнка, прижимал к себе, чтобы он не смотрел на алопета. А мне, наоборот, хочется сесть напротив, сказать: "Привет!", поговорить.

Справиться с давлением Ивану помогли поддержка семьи и широкий кругозор. Но силы для борьбы находят в себе далеко не все. 

– Люди с алопецией скрываются под шапками, париками. Я подчёркиваю слово "скрываются". Порой даже не выходят из дома, закрывают соцсети. Считают себя уродливыми, думают, что общество не должно о них знать, – говорит он Metro. 

И в этой ситуации чат – как раз то, что им нужно. В группе Ивана есть как мужчины, так и женщины со всей России. Это люди разного возраста, профессий. Запретные темы в чате – агрессия, политиканство, способы лечения. 

– В чате мы общаемся, рассказываем о своей жизни, выкладываем фото. Недавно добавились новенькие, они пребывают в глубокой депрессии. Кто-то нуждается, чтобы его поддержали, сказали: "Да прекращай, ты – красивый", – поясняет Иван.

О чём говорят в чате

Найти нужные слова гораздо легче, если ты на одной волне с публикой. В чате встречаются очень трогательные диалоги:

"Я на работе – самая молодая в коллективе, – пишет одна из участниц чата. – До меня все доколупываются, спрашивают, почему я с пучком или в широких ободках всё время хожу. Пытаюсь объяснить – не верят, говорят, что алопеция – бред".

"Отвечайте им всем: лысею от вашей работы!" – советует даме доброжелатель.

Участники быстро находят общие темы:

"Хорошо, если работа позволяет ходить лысой".

"Не позволяет – я воспитатель детского сада".

"А я – преподаватель в колледже".

Женщины вообще часто обсуждают головные уборы:

"В первый раз бандану носила – все думали, что я так самовыражаюсь – никто ни о чём не догадывался".

"В платке – удобно, я научилась их заматывать по-разному. Можно накупить под любой стиль. А в шапочке мне не понравилось".

Мужчины рассказывают о своих трудностях. Хотя бритый череп и считается признаком брутальности, один из участников чата замечает: "Без бровей и ресниц как-то не очень брутально!"

"Парик для меня – просто аксессуар!"

19-летняя Анна Абрамова из Санкт-Петербурга заболела алопецией в 4 года. А в четвёртом классе впервые надела парик.

– Я не избежала насмешек, – говорит она Metro. – Сначала, конечно, закрылась. Парик мешал, натирал, всё под ним мокло.

Анна выглядит прекрасно и не нуждается в парике
Андрей Ерастов
Анна выглядит прекрасно и не нуждается в парике

В девятом классе девушка познакомилась по Интернету со сверстницами – с тем же диагнозом. 

– Мы встретились, пообщались, и потом я уже перестала носить парик. Он стал для меня аксессуаром: хочу – надеваю, хочу – нет, – рассказывает Анна.

В чат "Солнышки" юная петербурженка вступила человеком, который уже принял свою необычную внешность.

– Мне интересно переписываться с другими алопетами, узнавать что-то о них, делиться впечатлениями, читать, о чём они там говорят, как проводят время, – призналась Анна.

В трудные минуты её всегда выручала жизнерадостность.

– Важно – не переживать, ведь главное – оставаться собой. В моём состоянии есть много плюсов. Не надо мучиться с волосами – мыть их, ухаживать за ними, делать маски, причёски, стрижки. А если кто насмехается, то делает это за спиной – и тогда нужно просто смотреть вперёд, не оглядываясь на них, – советует Анна другим алопетам. 

Ну а Иван создал для алопетов ещё одну возможность забывать о проблемах и просто улыбаться – тот самый чат...