МОСКВА

C молотка уйдёт уникальная коллекция частных биноклей Александра Медведева

Коллекция впервые будет представлена на продажу – аукционный дом “Литфонд” проведёт торги 25 марта. Её стартовая цена – 15 млн рублей
Театральный бинокль-лорнет ABC Fata Morgana. Германия. Представленную золотую модель, особой ограниченной серией, фирма ABC выпустила к 50-летнему юбилею — «Гранд-опера» (Opéra de Paris), в 1925 году
Предоставлено Аукционный домом "Литфонд"

По словам коллекционера Александра Медведева, он решил выставить её на продажу, когда понял, что коллекция собралась по-настоящему музейного уровня, а значит, у неё должны быть подходящие условия для хранения. 

Коллекцию хотел приобрести Театральный музей им. А. А. Бахрушина, но пандемия сорвала планы.

Сегодня коллекция, которую Александр собирал 10 лет,  насчитывает 145 предметов  со всех уголков мира: США, Франции, Италии, Германии, Австралии и других стран. Конечно, много биноклей из России – в конце 19-го века в  Санкт-Петербурге и Москве работали лучшие оптики.

Александр Медведев рассказал Metro о самых интересных предметах из своей коллекции. 

Самый первый бинокль

– Я его купил 10 лет назад в Нью-Йорке. Я уже тогда увлекался антиквариатом, у меня был свой антикварный магазин в Москве. Бинокль голубого цвета, покрытый горячей эмалью с изображением лиц. Он был изготовлен в 1870-х гг., и ничего подобного я раньше не видел и стал искать по всему миру другие редкие бинокли, не менее красивые. 

Что для меня важно: бинокль – это функциональная вещь, с этими биноклями и сегодня можно идти в театр. 

Самый древний 

Венецианский монокуляр из картона, датированный 1710–1750 гг., таких вещей сохранилось единицы в мире.
Предоставлено Аукционным домом "Литфонд"

Венецианский  монокуляр из картона, датированный 1710–1750 гг., таких вещей сохранилось единицы в мире. С него началась история театральной оптики. На тот момент ничего из латуни не производили, даже телескопы делали из картона. Такой монокуляр могли себе позволить только зажиточные люди. 

В моей коллекции есть монокуляр из слоновой и мамонтовой кости начала и середины 19-го века. 

И ещё из ранних вещей могу назвать несколько ипподромных биноклей. Они более крупные, чем театральные, но с ними ходили в том числе и в театр, и это считалось особым шиком.

Мужской ипподромный бинокль 1840–1860-е гг.
Предоставлено Аукционным домом "Литфонд"
Действительно, упоминания о монокулярах встречаются ещё в документах 17-го века,  но популярность они приобрели к концу 18-го столетия. В то время широко использовались монокуляры, которые больше напоминали телескопы в миниатюре и стоили дорого.

Самый модный 

– Французский бинокль работы Жан-Габриэля Августана Шевалье. Этот изящный бинокль подтолкнул меня к изучению истории фирмы Chevallier.  Оказалось, что в Париже было несколько оптиков с такой фамилией и все из одной семьи. Кроме мастера по фамилии Chevalier – с одной буквой L, их часто путали, доходило даже до судебных разбирательств.  

Театральный бинокль Chevalier Paris 1860–1880 гг.
Предоставлено Аукционным домом "Литфонд"

Также хочу выделить  бинокли немецкой фирмы Carl Zeiss. Карл Цейс открыл свою мастерскую в Йене в 1846 году, потом работал вместе с физиком Эрнстом Аббе над усовершенствованием микроскопа и сосредоточился на выпуске оптики для научных и военных целей. Но театральные бинокли этой фирмы, представленные в коллекции, считались самыми дорогими, к тому же выпускались в период Первой мировой войны и кризиса 1920-х в Германии, у простых людей не было денег на модные аксессуары. 

Театральный бинокль Carl Zeiss Galan в отделке из кожи рептилии. 1924–1934 гг.
Предоставлено Аукционным домом "Литфонд"

Самый торжественный

Это бинокль из слоновой кости, изготовленный в память о походе двух английских кораблей Niger и Lopaz в Чёрное море во время Крымской войны 1854 года. На нём очень красивая гравировка с изображением этих кораблей и написано «Крым.1854 год». Отчасти благодаря этому биноклю я стал собирать свою вторую коллекцию – это бинокли Русской императорской армии, многие из которых сохранились в единственном экземпляре. 

Театральный памятный бинокль о Крымской войне.
Предоставлено Аукционным домом "Литфонд"

Самый романтичный 

– Это бинокль возлюбленной Фёдора Михайловича Достоевского,  актрисы Александры Шуберт-Яновской. Как ей достался раритетный театральный бинокль Chevalier Paris с позолотой,  изготовленный в Париже (1850–1880 гг.), неизвестно. Вероятно, подарил кто-то из поклонников, она была очень знаменита.

Этот бинокль была вынуждена продать её праправнучка.  В 1990-е годы у них возникли финансовые сложности и они распродали имущество. 

Театральный бинокль Chevalier Paris актрисы Александры Шуберт-Яновской.
Предоставлено Аукционным домом "Литфонд"
Александра Шуберт-Яновская – комедийная актриса, любимая ученица Михаила Щепкина, играла в Александринском театре в 1853-60-х гг. Она хранила письма Достоевского почти полвека. И только к закату своей жизни решилась поделиться ими с потомками. Вот, например, что писал ей Фёдор Михайлович:  "… Как я счастлив, что вы так благородно и нежно ко мне доверчивы. Я откровенно вам говорю: я вас люблю очень и горячо, до того, что сам вам сказал, что не влюблён в вас, потому что дорожил вашим правильным мнением... Я так рад, что уверен в себе, что не влюблён в вас! Это мне даёт возможность быть ещё преданнее вам, не опасаясь за своё сердце. Я буду знать, что я предан бескорыстно...". На момент знакомства с Достоевским 23-летняя актриса была замужем за  врачом Степаном Яновским, ранее лечившим писателя от припадков.

Всю коллекцию театральных биноклей Александра Медведева можно увидеть на сайте Аукционного дома “Литфонд” . Стартовая цена – 15 млн руб.

Читайте также:  Юлия Хлынина про пикантные подарки и вещи из детства