В этом году отмечается не только 100-летие "Совкино" – первого монополиста на отечественном кинорынке, но и двух мастеров, которые обеспечивали зрительский приток в кинотеатры. Речь о художниках-плакатистах Якове Руклевском и Иосифе Герасимовиче, роль которых в начале ХХ века сложно переоценить: именно плакат был главным источником информации о картинах, которые идут в кинотеатрах (ни телевидения, ни Интернета, как понимаете, в те времена не было).
Всё началось с того, что после окончания Гражданской войны смоленский художник Яков Руклевский переехал в Москву. Академического художественного образования он из-за революций и войн не получил, но в своём родном Смоленске занимался в частных художественных студиях и рвался рисовать в столице.
В Москве он устроился создавать рекламные плакаты для Госкино, и дела у него пошли так хорошо, что ровно 100 лет назад, в 1924 году, Руклевский возглавил рекламное направление акционерного общества "Совкино", в которое вошли все кинофирмы страны. Здесь он проявил себя и как организатор: создал полиграфическую базу и разработал художественный язык, который эффективно завлекал посетителей в кинотеатры. Самыми известными плакатистами в "Совкино" стали братья Владимир и Георгий Стенберги, но плакаты их начальника Руклевского были не менее узнаваемы: в основе его стиля были динамизм киномонтажа и точная портретная передача лиц артистов на изображении.
Ровесником Якова Руклевского был Иосиф Герасимович, тоже родившийся в 1894 году, но ещё дальше от Москвы, в Волынской губернии. Там он поначалу был железнодорожником: окончил Техническое железнодорожное училище и работал по специальности техника-чертёжника. Но ему очень хотелось рисовать, и он переехал в Москву и начал ходить в студии известных художников Ильи Машкова и Константина Юона. Яков Руклевский, который тоже не получил академического образования, но имел природный дар, заметил Герасимовича и позвал в 1924 году в "Совкино" работать для принципиально нового жанра – кинорекламы.
– Оба мэтра были талантливыми рисовальщиками: образы героев в работах Руклевского сохраняют портретное сходство с актёрами и сразу узнаются, а работам Герасимовича свойственно стремление к динамизму действия, неожиданные композиционные решения, – рассказывает заведующая отделом изоизданий РГБ Любовь Родионова. – Несмотря на художественную одарённость, оба мастера сохраняли преданность искусству кино, подлинными певцами которого были на протяжении всей жизни.
Родившиеся в один год, Яков Руклевский и Иосиф Герасимович ушли из жизни в разное время: первый в 1965 году, второй – в 1982-м.
На выставке в Российской государственной библиотеке показывают их плакаты 1930–1950-х годов, когда оба художника уже отточили свой фирменный стиль. Это не только кинореклама отечественного кино, но и иностранных художественных и документальных фильмов, каждый из которых так и подписан – "заграничный фильм".