Дорога в деревню Санники, где находится дачный музей, от ж/д станции Апрелевка занимает полчаса. В хорошую погоду прогулка получается приятной – мимо аккуратных домов, палисадников и невероятно красивых сосен, которые в Апрелевке растут прямо на улицах.
История в гараже
Дачу Манохиных узнать очень даже просто: под козырьком гаража отливает красным до боли знакомая "М", а на воротах в подземном тоннеле движется поезд. Нарисованный, конечно же. Поборов желание достать из кармана “Тройку”, захожу в гараж, который переродился в какую-то футуристическую станцию с артефактами из жизни подземки в разные десятилетия.
Пространства в музее мало, а вот экспонатов – много, так что и первый, и второй этаж гаража забиты ими под завязку. Изучив схемы на воротах, можно узнать, как изменился Московский метрополитен с 1970-х годов и каким он может стать в 2030 году. Кстати, схему подземки будущего Георгию подарил сам автор – графический дизайнер Константин Коновалов.
На стенах – указатели, многие из них давно остались в прошлом, как лайт-бокс с информацией о том, какие станции выходят к вокзалам. Все раритеты Георгий купил на аукционах метрополитена и у частных коллекционеров. А что купить не удалось – сделал сам, например, кабина машиниста "ёжика" – электропоезда ЕЖ-3 – точная копия настоящей, только из фанеры. Зато внутри всё подлинное: приборы, светильники и ручной тормоз в виде колеса, который не так давно ушёл в небытие, уступив место продвинутому стояночному. Внутри кабины даже есть симулятор-тренажёр для машиниста, так что под руководством Георгия я “проехала” от Новогиреево до Новокосино.
"Пражская" плитка уцелела случайно
Есть в коллекции Манохина и неподъёмная чугунная урна, он говорит, что до терактов такие стояли на каждой станции, но затем были списаны как потенциальные источники опасности, и мягкие кожаные сиденья с пружинами, изрезанные какими-то хулиганами. Собственно, из-за привлекательности для вандалов пружинные варианты заменили современными твёрдыми. И даже кусок неубиваемой плитки с перехода на станцию "Пражская" нашёл своё последнее пристанище на подмосковной даче: когда покрытие меняли, Георгий спас один фрагмент из кучи мусора.
На втором этаже – коллекция формы сотрудников метрополитена – московского, питерского и даже киевского, а также эволюция оплаты проезда – от 5-копеечных монет и жетонов до современной "Тройки" – в одном альбоме.
Влюблённый в метро
Георгий влюблён в метро с детства. Экспонаты для своего музея он начал собирать во время работы машинистом, жертвуя на это увлечение практически всю зарплату. А когда в квартире не осталось места, коллекция переехала на дачу под Апрелевку.
– Моя детская любовь со временем превратилась в профессию, но я понял, что водить поезда – это не то, чем хотелось бы заниматься всю жизнь, – рассказывает Манохин. – А вот музей – это, похоже, навсегда.
В планах Георгия – расшириться. Сейчас он с друзьями занимается реставрацией "расчленённого" вагона 1962 года, который собирает буквально по частям. В будущем Манохин мечтает о собственной ветке метро с ретровагонами. Курсировать она должна между музеем и ж/д станцией Апрелевка.
Музей "Метро на даче" находится в Апрелевке, д. Санники, КИЗ “Полис”,18. Билет стоит 250 рублей, детям до 7 лет – бесплатно. Больше информации на сайте.
Самый редкий экспонат в музее – буква "М" 1938 года. Она стояла на станции "Динамо" и была спасена одним московским коллекционером на пути в металлоприёмку. У этого коллекционера Георгий и выкупил ценный раритет.
Читайте также: Московский художник рисовал пассажиров метро на стикерах