В школе современной фотографии, прямо в фотостудии, состоялось пробное занятие. Чтобы успокоить нервы, засыпала вопросами основателя школы "Импро Культура" Бориса Базарова. Узнала от него, что комедийная импровизация – это не стендап и мне не обязательно обладать каким-то актёрским мастерством, но легче не стало.
– Ну, какие у вас эмоции? Паникуете? – как будто почувствовав моё состояние, спросил Борис.
– Куча эмоций! – со смешком выдавила я.
– Значит, импровизация уже началась! – с многозначительной улыбкой сказал загорелый мужчина в голубой рубашке и дорогих часах. – Меня зовут Андрей, у меня такой запрос – я учусь выступать публично, но тело всегда скованно. Смогу ли я это исправить здесь?
Борис кивнул и попросил стать в круг: началось знакомство. Мы выполнили серию упражнений на концентрацию, скорость и внимание – одно страннее другого. Сначала посылали друг другу хлопки со словами "зиб-заб-зоб". Каждый должен был проговорить чётко одно из частей "заклинания", выставив руки по направлению к "принимающему". С каждым кругом скорость и сложность увеличивались: заклинания сменил звук, который, по нашему мнению, издаёт самурай, а потом добавились имена товарищей-импровизаторов и названия видов спорта – баскетбол, футбол, бадминтон. Между прочим, приёмы из них тоже надо было изобразить и "передать" другому.
Мои первые "Кий-я!" походили на писк, а футбольные пасы – на неуверенное желание потрогать ногой лужицу. Но не я одна чувствовала себя не в своей тарелке – стоявший рядом Макар, светловолосый парень с очень живой мимикой, часто путался и впадал в ступор.
– Ошибаться – это нормально! Ошибочки – это маленькие подарочки! – снова успокаивал нас Борис. – Главное – говорить громко, чётко, уверенно. Поверьте в то, что говорите.
– Поверить в то, что мы самураи? Или убиваем? – попытался пошутить Макар.
– И то и то, – похихикал Борис. – Но не переборщите!
Раскачка закончилась, круг разбился на пары. Мы стали загадывать друг другу ассоциации, на время. И тут имелся большой подвох: моя ассоциация должна быть логичным продолжением ассоциации партнёра. То есть, если он сказал "зуб", а я – "олень", это не засчитывалось. По словам Бориса, основной принцип импровизации – "соглашайся и дополняй".
– Мы не тратим время на вопросы и споры, а вместе с партнёром строим историю, предлагая для неё следующие шаги, – объяснял нам преподаватель. – Что бы ты не предложил – твою идею поддержат. Главное – без абсурда!
Но без него не получилось.
– Макар, пошли в кукольный театр! Чтобы туда пойти, нам нужна кукла, это точно, – начинаю я сценку.
– Да, согласен, а ещё ... Нам нужна труппа, которая будет помогать делать спектакль! – подхватывает Макар.
– Костюмы! Костюмы... Да. Всем нужны костюмы! – соглашаюсь я.
– Точно! Раз так много людей в костюмах, по-хорошему нам нужны рабы... Чтобы кормить столько людей, – пытаясь сдержать смех, выговаривает Макар.
Звучит таймер, и мы оба заливаемся хохотом.
Заветное "дзинь" звучало ещё раз шесть. За это время то ли магия смеха раскрепостила нас, то ли мы сами поверили в то, что говорили, но такой я себя ещё не знала.
Также мы изображали разных существ и даже предметы. Кто-то вставал в позу "Ленина-гриба", кто-то становился лампочкой. Оказывается, я могу смешно изображать и двухголового профессора, и русалку-сестру, которая стащила у Зевса "тригубец", чтобы спасти дельфина... Ещё демонстрировали при помощи тела "парные" предметы, например, я – садовника, а миниатюрная брюнетка Аня – землю, которую я раскапывала.
– Я очень жизнерадостный человек, лёгкий на подъём. Думал, мне всё это легко будет даваться, а оказалось, импровизация это не так-то просто! – признался мне Макар, когда всё закончилось.
Тем не менее, расходились мы полные впечатлений – как будто побывали в летнем лагере, котором ни одна смена без открытый и локальных шуточек не обходится.