Булгаков до конца дней переживал о своих младших братьях: семью разлучила война

В Музее М. А. Булгакова открылась выставка "Братья Булгаковы". Metro узнало подробности жизни младших братьев великого писателя
Булгаков до конца дней переживал о своих младших братьях: семью разлучила война
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Последний семейный снимок 1913 года. Михаила Булгакова тут практически не видно (крайний слева в верхнем ряду), его братья сидят между сестёр в нижнем ряду (Николай слева, Иван справа).

– У Булгаковых была большая семья – семеро детей, – сказала Metro куратор выставки Елена Михайлова, показывая семейный снимок 1913 года. – Это был последний раз, когда они собрались вместе, когда Михаил видел своих братьев. Гражданская война положила конец семейным встречам. 

Младшие братья Булгакова Николай и Иван покинули отчий дом в 1919 году в рядах белогвардейцев. Бывший военный врач Михаил Булгаков писал о распавшейся семье и братьях, вынужденных уйти воевать. Они и стали прототипами героев романа "Белая гвардия" и рассказа "Красная корона", написанных в коммунальной квартире № 50, где и располагается выставка.   

– Михаил уже был взрослым, женился, а его братья оказались на войне совсем юными, после гимназии, – объяснила Елена. – И если сёстры остались рядом, то о братьях писатель очень переживал, думал, в какой опасности они оказались. Мысли об этом изливал на бумаге.

После серьёзных ранений Николай не захотел продолжать военную карьеру, волею судьбы ему удалось уехать в Югославию, где он поступил на медицинский факультет.

– В переписке Николай рассказывал Михаилу о своей блистательной карьере биолога, о своём переезде в Париж, – поведала куратор выставки. – Менее удачливым из братьев оказался Иван, который так ни на кого и не выучился, всю жизнь проработал ресторанным музыкантом. Некоторое время Михаил Булгаков помогал ему деньгами, а благодаря Николаю Иван смог перебраться в Париж. Несмотря на шансы наладить жизнь в последние годы жизни, Иван потерял связь с семьёй, скитался, был бездомным. Только недавно внучка Елена нашла его безымянную могилу на кладбище для бродяг.