Британский "Список Шиндлера", основанный на реальных событиях: в прокат вышла драма "Одна жизнь"

Режиссёр Джеймс Хоуз рассказал, как работал над своим полнометражным художественным дебютом с Энтони Хопкинсом и Хеленой Бонем Картер
Британский "Список Шиндлера", основанный на реальных событиях: в прокат вышла драма "Одна жизнь"
Frazer Harrison / Getty Images
Режиссёр фильма "Одна жизнь" Джеймс Хоуз

Перед началом Второй мировой войны лондонский банкир Николас Уинтон приезжает в Чехословакию, чтобы помочь составить список еврейских детей, нуждающихся в спасении. Вернувшись в Британию, он занимается юридическими вопросами по доставке детей в страну и поиску для них семей. Операция позже стала известна как “Чешский киндертранспорт”. 

Свою тайну он хранил около 50 лет, но однажды его жена нашла записную книжку, в которой содержались адреса семей, приютивших спасённых детей. 

Роль молодого Ники сыграл Джонни Флинн, Николаса в старости – Энтони Хопкинс. Его мать – Хелена Бонем Картер. 

Почему именно эта история вдохновила вас снять ваш первый полнометражный игровой фильм? 

– Я с юности снимал документальное кино. По большей части для BBC. А эта история как раз связана с BBC. Так что во мне всегда было это стремление – выяснить правду. Я наслаждаюсь процессом, исследуя реальную историю. Воссоздавая мир, я стараюсь сделать его как можно более аутентичным. Когда студия See-Saw принесла мне сценарий, я сразу ощутил отклик, понял, что есть смысл рассказать эту историю. Это не просто история о прошлом. Это история о прошлом, которое важно знать сегодня. Плюс в ней виден очень драматичный путь внутренних переживаний и трансформаций главного героя: от молодого мужчины, полного надежд, через долгие годы скорби и сожалений о том, что он не сумел сделать больше, – до катарсиса и исцеления в финале. Это мощный стержень, вокруг которого можно выстроить кино. Вот почему я согласился.

Перед вами стояла непростая задача – найти не одного Ники, а сразу двоих. Можете рассказать о том, как выбрали Энтони Хопкинса и Джонни Флинна? 

– Когда я присоединился к проекту, Энтони Хопкинса уже имели в виду. Дочь Николаса Уинтона Барбара обратилась к продюсерам и сказала: “На эту роль подойдёт Энтони Хопкинс”. А это непростой запрос для любого продюсера. Но, к счастью, наши сценаристы отлично сработали, они прописали героя настолько хорошо, что этот текст смог привлечь актёра такого уровня. А потом уже я пошёл убеждать мэтра, что он может доверять мне как режиссёру. Нам повезло, и всё сложилось. Но да, затем нам было сложно подобрать молодого Ники. Джонни Флинна нашла Нина Голд, директор по кастингу. Я прежде уже работал с ним над одним американским сериалом. Он там играл юного Эйнштейна. И я знал, что он способен работать скромно и уважительно, что он сочтёт за честь возможность наблюдать за Энтони и перенимать часть его повадок. Так и вышло. Он ухватился за этот шанс. Он не из тех актёров, кто настаивает на своей версии героя и бунтует против предложений более опытных коллег. В итоге два актёра работали вместе, много общались, придумывали общие жесты и даже словесные обороты. И на этапе монтажа мы уже были так уверены в их соответствии образам одного человека в разном возрасте, что переключались между двумя эпохами чаще, чем это было задумано в сценарии. 

Они привнесли в свои роли что-то, чего изначально не было в сценарии? 

– Энтони – шоумен. Он любит публику, любит находиться на площадке. И в один из съёмочных дней работники настраивали свет, устанавливали камеры для съёмок сцены в доме Ники, где стоял большой рояль. Энтони не ушёл в свою гримёрку, он любит ходить по площадке, болтать с людьми, травить байки. И тут он поднял крышку рояля и начал играть. И, я уверен, каждый работник будет до конца жизни рассказывать о том, как выполнял рутинную работу под аккомпанемент сэра Энтони Хопкинса. И он так красиво сидел там, посреди всей суеты, что я понял: я должен показать это в фильме. Так появилась короткая сцена, где Николасу особенно грустно. По сценарию он должен был одиноко сидеть в кресле и попивать бренди. Но это слишком пассивный вариант. Я подумал, что он мог бы, да, налить себе бренди, а потом подойти к роялю и сыграть мелодию, которая потом, до конца фильма, останется темой Ники. Так мы и сделали. 

Каково было работать с Хеленой Бонем Картер? Почему именно она подошла на эту роль? 

– Я люблю Хелену. Она безумно эксцентрична, но я любому пожелаю такого союзника на съёмках. Она приходит на площадку и с ходу лучится энергией. Она тоже из тех актёров, кто любит сам процесс, кто наслаждается им. Мы с ней уже работали вместе над фильмом про Энид Блайтон, он тогда неплохо прошёл. Мы много смеялись. А в работе над этим фильмом было важно, что часть сюжета перекликается с её семейной историей. У неё есть и еврейские корни, и европейские корни. Она выросла в той части Лондона, где происходит значительная часть сюжета. Так что у неё всё было в крови. Это была отчасти и её история. И она безумно гордилась тем, что играет мать Джонни Флинна и Энтони Хопкинса. Она до сих пор в СМС пишет обоим: “Сынок, это мама”. 

В фильме вы показываете две разные эпохи. Это всегда трудная задача. Расскажите, как вы показывали разницу времён. 

– По сценарию мы не должны были так часто скакать между эпохами. В 80-х мы встречаем пожилого Ники. Он полон скорби и чувства вины. Но он живёт полной жизнью, продолжает заниматься благотворительностью. Возможно, всё ещё пытается как-то расплатиться за то, что перед войной он, по его мнению, сработал недостаточно хорошо. Мы выбрали палитру в бежевых тонах, статичную съёмку. Камера почти не двигается, Ники ходит по дому в пределах одного кадра. Он будто находится в плену скорби и грусти. 1939 год мы показываем иначе. Молодой Ники полон сил, и у него есть миссия. Поэтому камера движется динамично. И в палитре больше ярких цветов. А в 80-х камера оживает и начинает двигаться, когда пожилой Ники входит в студию шоу That’s Life!. Мы следуем за ним и ощущаем больше надежды на будущее, чем прежде. 

Какой урок, по-вашему, зритель должен извлечь из вашей картины? 

– Думаю, основной урок исходит от героя, от самого Ники Уинтона. Урок человеческого достоинства. Делай что должно. Делай хоть что-нибудь. Поступай правильно. 

Пять фактов о звезде:

1. Переезды. Родился в Уимблдоне, но карьера отца в горнодобывающей промышленности вскоре переместила семью в Южную Америку. В школу Джеймс пошёл в Лиме, но закончил её всё-таки на родине, когда семья вернулась в Англию.
2. Рождение режиссёра. Джеймс совмещал учёбу в Уорикском университете, где изучал право, с актёрским мастерством и режиссурой в студенческом театральном обществе. Будучи аспирантом, поставил собственную адаптацию пьес Шекспира. 
3. От документалистики к драме. Карьеру Джеймс начал с документальных фильмов на BBC. В 1990 году в одном из них он снял принца Чарльза. Из драм, на которые позже переключился Джеймс, особенно хорошо был принят сериал “Доктор Кто”, получивший премию BAFTA.
4. Номинация. Одна из последних работ Джеймса – популярный шпионский мини-сериал “Медленные лошади” – номинировалась в 2024 году на премию “Золотой глобус”.  
5. Добропорядочный семьянин. Джеймс живёт в Лондоне с женой Джейн и дочерью Лиззи. 
Джеймс Хоуз с женой Джейн и дочерью Лиззи
GETTY
Джеймс Хоуз с женой Джейн и дочерью Лиззи1/1