Перед началом Второй мировой войны лондонский банкир Николас Уинтон приезжает в Чехословакию, чтобы помочь составить список еврейских детей, нуждающихся в спасении. Вернувшись в Британию, он занимается юридическими вопросами по доставке детей в страну и поиску для них семей. Операция позже стала известна как “Чешский киндертранспорт”.
Свою тайну он хранил около 50 лет, но однажды его жена нашла записную книжку, в которой содержались адреса семей, приютивших спасённых детей.
Роль молодого Ники сыграл Джонни Флинн, Николаса в старости – Энтони Хопкинс. Его мать – Хелена Бонем Картер.
Почему именно эта история вдохновила вас снять ваш первый полнометражный игровой фильм?
– Я с юности снимал документальное кино. По большей части для BBC. А эта история как раз связана с BBC. Так что во мне всегда было это стремление – выяснить правду. Я наслаждаюсь процессом, исследуя реальную историю. Воссоздавая мир, я стараюсь сделать его как можно более аутентичным. Когда студия See-Saw принесла мне сценарий, я сразу ощутил отклик, понял, что есть смысл рассказать эту историю. Это не просто история о прошлом. Это история о прошлом, которое важно знать сегодня. Плюс в ней виден очень драматичный путь внутренних переживаний и трансформаций главного героя: от молодого мужчины, полного надежд, через долгие годы скорби и сожалений о том, что он не сумел сделать больше, – до катарсиса и исцеления в финале. Это мощный стержень, вокруг которого можно выстроить кино. Вот почему я согласился.
Перед вами стояла непростая задача – найти не одного Ники, а сразу двоих. Можете рассказать о том, как выбрали Энтони Хопкинса и Джонни Флинна?
– Когда я присоединился к проекту, Энтони Хопкинса уже имели в виду. Дочь Николаса Уинтона Барбара обратилась к продюсерам и сказала: “На эту роль подойдёт Энтони Хопкинс”. А это непростой запрос для любого продюсера. Но, к счастью, наши сценаристы отлично сработали, они прописали героя настолько хорошо, что этот текст смог привлечь актёра такого уровня. А потом уже я пошёл убеждать мэтра, что он может доверять мне как режиссёру. Нам повезло, и всё сложилось. Но да, затем нам было сложно подобрать молодого Ники. Джонни Флинна нашла Нина Голд, директор по кастингу. Я прежде уже работал с ним над одним американским сериалом. Он там играл юного Эйнштейна. И я знал, что он способен работать скромно и уважительно, что он сочтёт за честь возможность наблюдать за Энтони и перенимать часть его повадок. Так и вышло. Он ухватился за этот шанс. Он не из тех актёров, кто настаивает на своей версии героя и бунтует против предложений более опытных коллег. В итоге два актёра работали вместе, много общались, придумывали общие жесты и даже словесные обороты. И на этапе монтажа мы уже были так уверены в их соответствии образам одного человека в разном возрасте, что переключались между двумя эпохами чаще, чем это было задумано в сценарии.
Они привнесли в свои роли что-то, чего изначально не было в сценарии?
– Энтони – шоумен. Он любит публику, любит находиться на площадке. И в один из съёмочных дней работники настраивали свет, устанавливали камеры для съёмок сцены в доме Ники, где стоял большой рояль. Энтони не ушёл в свою гримёрку, он любит ходить по площадке, болтать с людьми, травить байки. И тут он поднял крышку рояля и начал играть. И, я уверен, каждый работник будет до конца жизни рассказывать о том, как выполнял рутинную работу под аккомпанемент сэра Энтони Хопкинса. И он так красиво сидел там, посреди всей суеты, что я понял: я должен показать это в фильме. Так появилась короткая сцена, где Николасу особенно грустно. По сценарию он должен был одиноко сидеть в кресле и попивать бренди. Но это слишком пассивный вариант. Я подумал, что он мог бы, да, налить себе бренди, а потом подойти к роялю и сыграть мелодию, которая потом, до конца фильма, останется темой Ники. Так мы и сделали.
Каково было работать с Хеленой Бонем Картер? Почему именно она подошла на эту роль?
– Я люблю Хелену. Она безумно эксцентрична, но я любому пожелаю такого союзника на съёмках. Она приходит на площадку и с ходу лучится энергией. Она тоже из тех актёров, кто любит сам процесс, кто наслаждается им. Мы с ней уже работали вместе над фильмом про Энид Блайтон, он тогда неплохо прошёл. Мы много смеялись. А в работе над этим фильмом было важно, что часть сюжета перекликается с её семейной историей. У неё есть и еврейские корни, и европейские корни. Она выросла в той части Лондона, где происходит значительная часть сюжета. Так что у неё всё было в крови. Это была отчасти и её история. И она безумно гордилась тем, что играет мать Джонни Флинна и Энтони Хопкинса. Она до сих пор в СМС пишет обоим: “Сынок, это мама”.
В фильме вы показываете две разные эпохи. Это всегда трудная задача. Расскажите, как вы показывали разницу времён.
– По сценарию мы не должны были так часто скакать между эпохами. В 80-х мы встречаем пожилого Ники. Он полон скорби и чувства вины. Но он живёт полной жизнью, продолжает заниматься благотворительностью. Возможно, всё ещё пытается как-то расплатиться за то, что перед войной он, по его мнению, сработал недостаточно хорошо. Мы выбрали палитру в бежевых тонах, статичную съёмку. Камера почти не двигается, Ники ходит по дому в пределах одного кадра. Он будто находится в плену скорби и грусти. 1939 год мы показываем иначе. Молодой Ники полон сил, и у него есть миссия. Поэтому камера движется динамично. И в палитре больше ярких цветов. А в 80-х камера оживает и начинает двигаться, когда пожилой Ники входит в студию шоу That’s Life!. Мы следуем за ним и ощущаем больше надежды на будущее, чем прежде.
Какой урок, по-вашему, зритель должен извлечь из вашей картины?
– Думаю, основной урок исходит от героя, от самого Ники Уинтона. Урок человеческого достоинства. Делай что должно. Делай хоть что-нибудь. Поступай правильно.
Пять фактов о звезде:
1. Переезды. Родился в Уимблдоне, но карьера отца в горнодобывающей промышленности вскоре переместила семью в Южную Америку. В школу Джеймс пошёл в Лиме, но закончил её всё-таки на родине, когда семья вернулась в Англию.2. Рождение режиссёра. Джеймс совмещал учёбу в Уорикском университете, где изучал право, с актёрским мастерством и режиссурой в студенческом театральном обществе. Будучи аспирантом, поставил собственную адаптацию пьес Шекспира. 3. От документалистики к драме. Карьеру Джеймс начал с документальных фильмов на BBC. В 1990 году в одном из них он снял принца Чарльза. Из драм, на которые позже переключился Джеймс, особенно хорошо был принят сериал “Доктор Кто”, получивший премию BAFTA.4. Номинация. Одна из последних работ Джеймса – популярный шпионский мини-сериал “Медленные лошади” – номинировалась в 2024 году на премию “Золотой глобус”. 5. Добропорядочный семьянин. Джеймс живёт в Лондоне с женой Джейн и дочерью Лиззи.