Британский историк и биограф Питер Акройд раскрыл траты древних соотечественников

Metro внимательно прочитало книгу "Расцвет империи", выписало цены – и удивилось, как уже далёкие времена напоминают современность
Британский историк и биограф Питер Акройд раскрыл траты древних соотечественников
Copyright (c) 2020 Julia700702/Shutterstock. No use without permission.
Во времена, когда Англией правила королева Виктория, кто-то тоже что-то покупал, что-то продавал, а Скрудж, как известно, экономил.

Британец Питер Акройд, историк и биограф, присмотрелся к временам, когда существовали персонажи Диккенса, правили королева Виктория, на улицах появились первые газовые фонари и Крымская война была не за горами. Любопытное время, однако!

Так, в 1815 году в ежегодном справочнике-сборнике важнейших событий Annual Register примеры "национального величия" были повсеместно вытеснены "признаками всеобщего упадка". Звучали призывы "удешевить правительство". 

К 1815 году в Европе осталось четыре великие державы: Россия, Австрия, Пруссия, Великобритания. 

В Британии росла рождаемость, общество молодело: в 1811 году численность населения составляла 12 млн человек, а к 1851-му достигла 21 млн. 

У всех было своё место в обществе – согласно рангу, достатку и возрасту. Ещё не ушли в прошлое лакеи и экипажи с кучерами. Продавцы ходили с перевёрнутыми зонтиками, в которых предлагали прохожим новые ноты и стихи. 

Газеты читали всё охотнее: с 1800 по 1830 годы продажи новостных изданий увеличились вдвое. Брошюра Weekly Political Register стоила 2 пенса. Газета Northern Star – 4,5 пенса. 

Британцы проводили выходные в парках или пригородах. По воскресеньям одни спешили в церковь, другие – в пабы. Хотя пьянство медленно стало выходить из моды. Важную роль стала играть торговля, а необходимым навыком стала хватка. 

1 млн фунтов стерлингов выделило правительство в 1818 году на строительство сотни новых церквей.
Книга Питера Акройда.
Книга Питера Акройда.

Усы длинными не бывают

Когда гремели Наполеоновские войны, военные брились начисто. С 1820 года проросли и после удлинились усы. Потом пришли бакенбарды. В целом появилась любовь к длинным волосам. Бороды отпустили сначала военные, а после и до гражданских докатилась волна.

Ели-пили, любовались видами

Отобедать можно было за 10 пенсов, если скромно, а расставшись с шиллингом, можно было получить говядину, ветчину с пивом. Существовали и "рестораны с видами", то есть харчевни, где медленно вкушали "мясные блюда" и где "из окон большую часть года приходилось любоваться неизменным лондонским туманом".

Англия – страна интеллектуальных туманов, – сказал
Уайльд Бернарду Шоу.

Не сегодня придумано

Для любителей почитать работали книжные лавки. Можно было не только купить книгу, но также за 1 гинею (то есть дешевле) предлагалось взять её напрокат, а оформив подписку – получить сразу 4 книги. 

Была и "однорукая еда", как принято сейчас говорить про то, что можно купить и съесть, пока идёшь по городу из пункта А в пункт Б. Например, уличные торговцы продавали пироги (если попадалась внутри куриная кость, её швыряли в ближайшую канаву). 

Изучали аудиторию и думали о брендах. Например, во Франции, чтобы привлечь гостей в бистро, обязательно добавляли к названию заведения уточнение "новое" – "Новая белая лошадь". А в Англии успех имели заведения, наоборот, намекающие на традицию и историю, – "Старая белая лошадь". 

Кадр из сериала "Диккенсиада".
Red Planet Pictures
Кадр из сериала "Диккенсиада".

Транспорт

Строительство основных ж/д-дорог завершили в 1844 году. Такси (точнее, дилижанс) брать было дорого, поэтому большинство ходили пешком – кроме самых высокопоставленных и богатых личностей. 

Так жили англичане, но в 1853 году началась Крымская война, которую многие, как подчеркнул Акройд, наделяли особым величием и думали, что она изменит карту Европы.

Война в Крыму стала не столько национальным унижением, сколько национальным позором, –
Питер Акройд.