В Государственном историческом музее открыли, как сказали на вернисаже, главную выставку года. Возможно, в этих словах есть доля преувеличения, обусловленная торжественностью момента, однако, несомненно, что страховая стоимость экспонатов сегодняшней выставки точно одна из рекордных: здесь показывают работы лучших современных ювелиров страны вместе с произведениями их великих предшественников, вроде мастеров фирмы "Фаберже". Мало того, рядом с колье и перстнями разместились самородки золота, серебра и платины, а также изумруды и алмазы из коллекции Гохрана России, включая именные камни из Алмазного фонда, каратность которых требует, минимум, царской короны.
Выставка показывает итоги конкурса "Россия. XXI век", который Гохран проводит уже 25 лет, поддерживая ювелиров России. Судьба их взаимоотношений с Гохраном очень разная. Некоторые художники давно знакомы с конкурсом, другие находят его по "сарафанному радио" – сообщество ювелиров достаточно тесное, все знают друг друга. Кроме того, Гохран нередко проводит творческие встречи, в том числе для мастеров ограночного искусства.
– Мы показываем работы ювелиров в наших витринах, уводя их из зоны обыденности и превращая в исторические памятники и эталонные образцы, – пояснила главный эксперт Гохрана России Вероника Волдаева цель экспозиции.
Произведения, которые показывают на выставке, действительно, далеки от обыденности: устав от впечатлений в зале с ювелирными украшениями и уже решив, что лучше быть ничего не может, зритель попадает в зал произведений камнерезного искусства, от которых окончательно теряет почву под ногами. Даже если вы равнодушны к интерьерной скульптуре, мимо этих шедевров из камня пройти будет невозможно: каждый сделан из нескольких видов минералов, поражая пластичностью, богатством оттенков и лёгкостью силуэта, отрицающего любую связь с твёрдым материалом.
Отдельное место на выставке занимают работы мастеров, которые уже побеждали в конкурсе и признаны в профессиональном мировом сообществе: это ювелиры Ильгиз Фазулзянов, Алексей Донцов, Эдуард Никитин, Дмитрий Саморуков, мастера ювелирных часов Константин Чайкин и Александр Рудник, оружейники Геннадий Соколов и Владимир Долгов.
Всего в ГИМе показывают более 400 работ 110 авторов из более чем 30 городов страны. У каждого автора свой узнаваемый художественный язык – "это главное, что унаследовали от нашей отечественной школы современные ювелиры", говорит Вероника Волдаева.
В самом Гохране рассказывают, что конкурс позоляет не только сохранять и развивать ювелирные традиции известных промыслов, вроде Федоскинской лаковой миниатюры, но и, казалось бы, давно утраченные. В частности, в номинации "Национальные художественные традиции" победил ювелир Александр Шарифуллин, который дал современное прочтение двум древнейшим техникам – скани и зерни, сохранившимся с домонгольского периода истории Руси.
– Гохран активно участвует в возрождении того, что, казалось, было утрачено в первой половине ХХ века, – рассказывает Metro Александра Юрченко, представитель Гохрана России, экскурсовод Алмазного фонда. – Ещё в конце 1960-х годов в Гохране была организована экспериментальная ювелирная лаборатория, чтобы поддержать мастеров, которые на основе старых традиций делали современные вещи. Это был очень узкий круг: Борис Иванов, Виктор Николаев, Геннадий Алексахин, Владимир Жилин, а также художники Наталья Ростовцева и Владимир Ситников, чьи работы тоже есть на выставке. Эта лаборатория позволила вернуть отечественное ювелирное искусство на мировую арену и снова сделать его передовым.
Определить русский ювелирный стиль в дизайне достаточно сложно. Но это и хорошо, потому что он – далеко не только всем известные избитые образы вроде кокошника. Русским ювелирам доступны все техники и все материалы, ведь наша страна богата и недрами, и талантами. Русский стиль – это не только широчайшие возможности в выборе материалов и направлений. Прежде всего русский стиль – это высокое качество: недаром существует такое знаменитое на весь мир выражение как "русская огранка", которой славятся идеальные бриллианты. Появилось оно во второй половине ХХ века и стало обозначением очень строгих правил обработки камней.
– Есть такое понятие как круглый бриллиант – в нём всё строго математически рассчитано: количество граней, угол наклона, пропорции, чтобы на выходе появился максимально сверкающий камень, – рассказывает Александра Юрченко. – И именно наши мастера настолько чётко следовали этим правилам, что каждый русский бриллиант был именно таким.
В русских украшениях всё должно быть идеально, даже изнанка – не случайно на выставке они лежат на зеркале, чтобы зритель мог увидеть и не менее совершенную оборотную сторону.