Аргентина и Бразилия с совокупным населением в 260 млн человек намерены на этой неделе объявить о подготовке к введению общей валюты двух стран, пишет авторитетное американское издание The Financial Times.
Как рассказал глава аргентинского экономического ведомства Серхио Масса, сначала в ближайшей перспективе обе стороны проведут инспекцию параметров, в которых нуждается такая общая валюта. Её возможное название — sur, что с испанского переводится как "юг". Она форсирует развитие внешнеэкономических связей в регионе и снизит долю доллара. Позже к проекту смогут присоединиться и другие страны континента. Эксперты The Financial Times считают, что валютный союз Южной Америки охватит 5% глобального ВВП.
Как рассказал Metro декан экономического факультета РУДН, доктор экономических наук Юрий Мосейкин, об экономическом союзе Бразилии и Аргентины давно шла речь.
— Союз называется МЕРКОСУР, в него входят также Парагвай и Уругвай, — говорит эксперт.
Основные трудности создания единой южноамериканской валюты такие же, какие были и у евро, отмечает он. А именно: гармонизация налоговых систем, создание единого центра валютной эмиссии: предстоит решить, в какой стране будет находиться общий центробанк.
— Выгода очевидна: трансакционные издержки сократятся, расходы на конвертацию упадут, снимется барьер на перемещение капитала, трудовых и производственных ресурсов, появится единый рынок, — объясняет собеседник.
Как рассказал Metro экономист Михаил Хазин, предыдущий президент Бразилии Жаир Болсонару был противником создания общей валюты и с его уходом с поста главы бразильского государства восторжествовала другая позиция.
Экономист, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев рассказал Metro, что ещё летом 1994 года Нурсултан Назарбаев на лекции в МГУ высказался за создание единой валюты для Казахстана, России и Белоруссии.
— Россия и Белоруссия должны были создать единую валюту с 2005 года, но "Батька" защищает интересы своей маленькой республики и не хочет переходить на российский рубль, — говорит эксперт.
По его словам, в вопросе создания единой валюты России с соседями есть "вилка": либо создание евразийского "евро" под условным названием "деньга" или "алтын", либо Беларусь переходит на рубль.
— В случае создания единой валюты ЕврАзЭС к ней могут присоединиться Узбекистан, Азербайджан и Турция, — прогнозирует он.
При этом фундаментальная сложность для создания общей валюты ЕврАзЭС — санкции против России и отсутствие политической воли со стороны отдельных стран, резюмирует собеседник.