В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по инициативе прокурора округа Евгения Ботвинкина принят закон о запрете на продажу товаров, которые в последние годы стали крайне опасными для несовершеннолетних. К ним относятся «зажигалки, в которых имеется контейнер со сжиженным углеводородным газом, а также заправочные баллоны, содержащие сжиженный углеводородный газ любой ёмкости, заправки зажигалок», – указано в сообщении прокуратуры Югры.
Цель закона – борьба с растущей в регионе подростковой токсикоманией – сниффингом (sniff – по-английски "нюхать").
Первой жертвой новой напасти в Югре стал 15-летний подросток, который с другом в шалаше за гаражами нанюхался из баллона и умер. Через месяц 16-летний школьник в компании друзей надышался газом, заснул и больше не проснулся. Кстати, это проблема не только Югры. По данным Главного управления криминалистики СК РФ, в 2019 году от сниффинга в России погибло около 360 детей.
– Проблема есть, и сниффинг прогрессирует. Нельзя допустить её до критического состояния, – говорит Metro Игорь Брусниловский, депутат Думы VII созыва Ханты-Мансийского автономного округа.
По мнению Брусниловского, этот закон своевременен, но сам по себе малоэффективен – после него должны быть приняты другие – более глобальные меры.
– То, что подросток не сможет купить зажигалку… Газ ведь есть не только в зажигалках, но и в домах. Как нам правильно подходить к этому – никто не знает, – рассказывает парламентарий. – Но если говорить о проблеме и её решении, то, возможно, из таких мелочей (законов) сложится целая схема, которая помешает сниффингу. С чего-то же нужно начинать.
Брусниловский уверен, что детям нужно не только запрещать покупать зажигалки, но и рассказывать о побочных эффектах газовой токсикомании.
– Дети вот нашли бытовому газу такое применение, к сожалению. Я считаю, что должен пропагандироваться здоровый образ жизни. Всей этой рекламой должны заниматься специальные люди – имиджевые, с хорошим опытом. На больших экранах дети должны видеть, как в спортзале занимаются спортсмены.
Проблема токсикомании для России не нова. В переломные 90-е дети прятались в подвалах, чтобы понюхать клей или бензин. Эту беду тогда удалось победить, а теперь у неё новое обличие.
– Накопительного эффекта, как от алкоголя, у сниффинга нет, – объясняет нарколог Василий Шуров. – Сниффинг – это смерть в моменте от тяжёлой гипоксии или травмы мозга – клиническая смерть с необратимыми последствиями. Ведь газ вытесняет кислород, а мозг у человека живёт на кислороде, – подчёркивает он. – Получить передозировку в закрытых пространствах легче, чем на открытом, но дети чаще всего нюхают в домах или подвалах.
Предоставленные сами себе дети сбиваются в группы и находят опасное развлечение.
– Гипоксия в мозге сопровождается выбросом дофамина и галлюцинациями, – объясняет нарколог Василий Шуров. – Чаще всего дети-токсикоманы со временем переходят на более серьёзные наркотики, поэтому профилактику ребёнка-токсикомана лучше начинать на ранних стадиях.