Идея показать возможный облик проспекта Мира и Сретенки родилась у руководителя музея "Садовое кольцо" Дениса Ромодина и искусствоведа Ксении Кокориной в процессе исследования фондов Музея архитектуры имени А. В. Щусева, в котором Ксения работает. Найденные ими эскизы нереализованных проектов постепенно собрались в небольшую выставку об истории проспекта Мира и Сретенки.
– На все эти здания повлияли самые разные события ХХ века, – говорит Денис Ромодин. – Но то, что было в результате построено на проспекте Мира, стало интереснейшей энциклопедией советской и постсоветской архитектуры.
Рядом с архитектурными эскизами размещены современные фотографии тех же зданий или улиц, что обеспечивает каждому сюжету необходимую наглядность. Рассказываем о нескольких проектах на выставке.
Сретенка, 26/1
Проект доходного дома Санкт-Петербургского общества страхования
Сретенка в начале ХХ века превращается из окраины с сомнительной репутацией в достаточно активную деловую улицу. Туда приходят крупные домовладельцы и начинают застраивать её доходными домами. На выставке показаны два не реализованных на улице проекта. Один из них – роскошный доходный дом, который должен был занимать весь квартал на Сретенке. В нём, кроме квартир, проектировались магазины, кинотеатр, рестораны, кафе, конторские помещения. Заказчик проекта – Санкт-Петербургское общество страхования. Архитекторами дома стали братья Виктор и Александр Веснины, но их проект заказчик не принял, и его переработал архитектор Аршак Измиров. Дом не достроили из-за начала Первой мировой войны, и его незавершённость хорошо заметна со стороны Даева переулка, где фасад дома обрывается.
Большая и Малая Сухаревская площади
Конкурсный проект реконструкции Сухаревской площади
По Генеральному плану реконструкции Москвы расширялось Садовое кольцо и Сухареву башню нужно было снести, поскольку она мешала развитию транспортной магистрали. На её защиту встали многие известные архитекторы, предложив свои проекты реконструкции Большой и Малой Сухаревских площадей без сноса башни. Например, Иван Фомин предлагал расширить площадь со стороны Сретенки, перенести образ петровского барокко башни на новые здания в неоклассическом стиле и пробить в башне дополнительные арки для проезда транспорта. Башню снесли в 1934 году, но интересно, что проекты по её восстановлению и реконструкции площади продолжали появляться до 1980-х годов.
Проспект Мира, 99–103, 118–122
Проект жилых домов Министерства финансов и Министерства внешней торговли по Ярославскому шоссе
Этот проект должен был стать важным архитектурным акцентом будущего проспекта Мира: его основу составляли 8 однотипных десятиэтажных домов для советской номенклатуры. Посередине планировались высотные доминанты – здание Государственного института по проектированию металлургических заводов (Гипромез) и шестнадцатиэтажный жилой дом. Разработку проекта возглавил в 1949 году Иосиф Ловейко, который позднее стал главным архитектором Москвы. В 1955 году вышло Постановление "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", поэтому облик некоторых десятиэтажных корпусов пришлось упростить. Это хорошо заметно на двух домах: у 99-го более простые аттики (декоративные стенки над карнизом), а у 122-го они и вовсе отсутствуют. Лишь 4 из 8 корпусов были построены по первоначальным проектам. Также было упрощено здание Гипромеза.
Проспект Мира, 59–61
Макет выставочного зала Союза художников РСФСР
К началу 1980-х годов у Союза художников назрела необходимость в новом здании с выставочными площадями. На фото представлен один из проектов под названием "Храм искусства". Упрощённый портик с фронтоном и башня, напоминающая колокольню, – классические отсылки к храмовой архитектуре. Из-за отсутствия финансирования идею так и не удалось воплотить. В 2003 году со стороны улицы Гиляровского на этом месте был построен жилой дом.
Проспект Мира, 33, к1
Торгово-офисный центр "Олимпик Плаза"
Это проект известного архитектора Владимира Кубасова, перед которым стояла задача совместить 10-этажное офисное здание с торговым комплексом. В конце 1980-х годов Кубасов увлёкся постмодернизмом, что отразилось в эскизах проекта. Офисная часть здания отличается сложными ступенчатыми формами, а пристройка с торговым центром имеет вид гигантского портика. Но отсутствие необходимых отделочных материалов, а также непростые инженерные решения, требовавшие солидного бюджета, заставили заказчика и архитектора сделать более скромный проект, который был реализован в 1998 году.