Проходя образовательную стажировку в Англии и передвигаясь постоянно в лондонском метро, я был не единожды свидетелем, когда пассажир читал бумажную книгу, причем за авторством нашего великого писателя — Федора Михайловича Достоевского. Чтением книг в метро Санкт-Петербурга или Москвы практически никого не удивишь. Обычная картина. Неправда ли? Да, конечно, интернет и социальные сети оказали значительное влияние на читательские привычки россиян, но эти изменения не всегда отрицательные.
Сначала о числах: опросы показывают, что большинство россиян читает хотя бы одну книгу в месяц, что значительно выше среднемировых показателей. Хотя, возникает вопрос о том, что именно читают пользователи: классику или современные произведения, бумажные книги или электронные, покупают ли они их или используют доступ к онлайн-библиотекам.
Интернет радикально изменил этот ландшафт. Прежде всего, он расширил доступ к литературе: малоизвестные произведения и авторы, иностранные недоступные прежде книги — до всего этого стало рукой подать любому, у кого есть доступ в сеть. Социальные сети и платформы для чтения также ценятся за их интерактивный аспект. Книжные клубы, блоги о книгах и даже рекомендательные алгоритмы способствуют тому, что читатель не только поглощает контент, но и активно обсуждает его, делится впечатлениями, находит единомышленников.
Тем не менее, цифровизация читательского процесса порождает и обеспокоенность. Многие ученые и педагоги (и я в их числе) отмечают укорачивание промежутка внимания современных читателей и предпочтение более короткого и развлекательного контента, что бросает вызов классической литературе. Николай Пронев, лектор Российского общества "Знание", победитель конкурса "Лига Лекторов", учитель русского языка и литературы, основатель проекта "Школьная Криптовалюта"
Чтобы поддержать интерес к чтению и развивать читательскую культуру мы, учителя, адаптируемся к новым реалиям: используем блоги, интерактивные методы обучения и даже социальные сети для вовлечения учеников в процесс изучения литературы. Современные технологии — это инструменты, которые, если их правильно применять, могут значительно повысить уровень грамотности и вовлеченности в чтение.
Россия сохраняет статус страны с богатыми читательскими традициями, и интернет с социальными сетями — не исключение, а продолжение этой истории. Хоть форма чтения и меняется, пытливость ума и жажда знаний остаются вечными.