Большая кольцевая линия – мегапроект, который войдёт в историю

2023 год запомнится невероятно важным для столицы событием – открытием БКЛ. Приглашаем вас совершить путешествие и узнать, как строились наиболее сложные участки большого кольца, чем покорили сердца горожан новые станции и как меняется транспортный ландшафт столицы.
Большая кольцевая линия – мегапроект, который войдёт в историю
Фото: АО "Мосинжпроект" и Стройкомплекс Москвы
БКЛ – новая история московского транпорта

Оцените масштаб: более 70 километров, 31 станция, 3 электродепо, 47 пересадок внутри метро, на МЦК, МЦД и пригородные поезда. БКЛ по праву называют крупнейшим проектом в истории метростроения, не имеющим аналогов. И дело не только в том, что по своей протяжённости новая линия стала самой длинной кольцевой линией в мире, обогнав теперь уже бывшего чемпиона – метрокольцо в Пекине (57 км). БКЛ повлияла на весь московский транспорт, изменила ритм города, подарив миллионам пассажиров новые маршруты и позволив существенно экономить время в пути. 

От замысла до реализации

О необходимости строительства в Москве нескольких кольцевых линий метро задумывались уже давно. Истоки проекта БКЛ можно обнаружить ещё в далёком 1947 году, когда возник план создания второго кольца на удалении в несколько станций от строящейся Кольцевой линии метро. В последующие десятилетия к идее не раз возвращались. Она видоизменялась, преобразовывалась, но в силу разных причин и обстоятельств строительство всё время откладывалось. 

Только в 2011 году было принято окончательное решение о реализации проекта БКЛ. Генеральным подрядчиком и генпроектировщиком нового метрокольца стала группа компаний "Мосинжпроект". С этого момента работы по созданию Большой кольцевой линии перешли в активную стадию.

Схема Большой кольцевой линии
Схема Большой кольцевой линии

Начиная с 2018 года в эксплуатацию поочерёдно вводились отдельные участки БКЛ. К концу 2021 года для пассажиров уже работали 22 станции новой кольцевой. И вот 30 декабря 2022 года состоялся технический пуск по оставшимся девяти станциям. Это ознаменовало окончание строительства всей БКЛ. После чего в течение нескольких недель были проведены финальные пусконаладочные работы, чтобы уже в марте полностью запустить движение по Большому кольцу метро.

Открытие БКЛ 

Торжественная церемония запуска Большой кольцевой линии состоялась 1 марта. В этот день для москвичей и гостей города открылись оставшиеся девять станций: "Марьина Роща", "Рижская", "Сокольники", "Текстильщики", "Печатники", "Нагатинский Затон", "Кленовый бульвар", "Каширская" и "Варшавская". Рекордное метрокольцо замкнулось, и по всей окружности начали движение поезда с пассажирами. 

Запуск движения по метрокольцу был дан на станции "Сокольники". Примечательно, что с одноимённой станции "красной" линии, которая теперь стала пересадочной с БКЛ, в 1935 году отправился первый поезд столичного метро.
Фото: АО "Мосинжпроект" и Стройкомплекс Москвы
Запуск движения по метрокольцу был дан на станции "Сокольники". Примечательно, что с одноимённой станции "красной" линии, которая теперь стала пересадочной с БКЛ, в 1935 году отправился первый поезд столичного метро.

В церемонии, проходившей на станции "Сокольники", приняли участие Президент России Владимир Путин, мэр Москвы Сергей Собянин, специалисты, создававшие БКЛ, и сотрудники метрополитена. Глава государства присутствовал на открытии по видеосвязи. Он поздравил всех участников и горожан с завершением грандиозного проекта и оставил автограф на новой карте московского метро.

ЦИТАТА
Мы открыли девять станций Большой кольцевой линии московского метро. Это завершающий этап масштабного строительства. Сергей Семёнович мне неоднократно докладывал о том, как эта стройка идёт. Теперь новая кольцевая линия полностью введена в строй, и она стала доступна для поездок по всей протяжённости. Я поздравляю москвичей и жителей Московской области с этим замечательным событием.
— Владимир Путин, Президент России

Сергей Собянин вместе со строителями совершил поездку по маршруту новых станций. Он оценил их красоту и удобство, поблагодарил всех, кто участвовал в создании линии, а также москвичей, которые, безусловно, тоже внесли свой вклад в проект БКЛ.

ЦИТАТА
Это историческое событие не только для метро, но и для всей транспортной системы и для города Москвы. Это самый большой и трудный проект за всю историю метростроения, это новое сердце транспортной системы Москвы, которое объединяет и МЦД, и МЦК, и линии метро в единую транспортную систему и позволяет присоединять новые линии метро, создавая будущее транспортной системы. Это, конечно, огромный и важный проект.
— Сергей Собянин, мэр Москвы

Без преувеличения, Большая кольцевая линия кардинально изменила всю схему московского метро, благодаря огромному количеству новых маршрутов. Например, раньше путь от "Сокольников" до "Электрозаводской" занимал не менее 20 минут. Нужно было доехать по "красной" ветке до Кольцевой, сделать пересадку, проехать остановку, сделать ещё одну пересадку и уже по синей линии добраться до нужной станции. По БКЛ весь путь занимает всего 3 минуты – почти семикратная экономия времени.

Андрей Бочкарёв:
"Мы завершили строительство Большой кольцевой линии – крупнейшего проекта в истории развития столичного метрополитена, работа над которым шла последние 11 лет. БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии и позволит экономить на поездках в среднем до 40 минут. В строительстве Большой кольцевой линии участвовало огромное количество людей – 11,5 тысяч человек в пиковый период. Ветку планировали запустить в конце 2023 года, но благодаря усилиям метростроителей нам удалось сократить сроки ввода почти на год".
Андрей Бочкарёв, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Андрей Бочкарёв:

На БКЛ построены просторные функциональные станции, установлены новые турникеты со всеми способами оплаты. По новому кольцу курсируют самые комфортные поезда российского производства.

Юрий Кравцов:
"Как гласит известный лозунг, "Стройка на время – метро навсегда!". Строительство БКЛ – это важная веха в истории Москвы, это личный вклад каждого строителя, инженера, проектировщика и многих других специалистов, которые применили свои знания, компетенции и опыт. Это 28 построенных с нуля станций и три станции полностью реконструированные. Это работа по превращению каждой из них в уникальное архитектурное сооружение, которыми славится Московский метрополитен. Это труд десятков тысяч людей, результатом которого будут отныне пользоваться миллионы москвичей и гостей нашего города!"
Юрий Кравцов, генеральный директор АО "Мосинжпроект"
Юрий Кравцов:

Миллионы людей с нетерпением ждали открытия Большой кольцевой линии, и этот день стал для них по-настоящему праздничным. Многие отправились на экскурсию по БКЛ, совершая поездку не потому, что им нужно было куда-то попасть, а просто для того, чтобы оценить новое "сердце" столицы.

Константин Маслаков:
"Большая кольцевая линия – это сложнейший проект в истории метростроения. Выполнен колоссальный объём работ, мы преодолели многочисленные технологические сложности. Подземные пути прокладывались в условиях сложившейся плотной застройки, пересекая уже действующие линии метро, железнодорожные ветки и крупные автомагистрали. Всё это потребовало от нас комплексного применения передовых инженерных решений, позволивших реализовать такой масштабный проект в кратчайшие сроки и без влияния на существующие транспортные системы".
Константин Маслаков, генеральный директор "МИПСТРОЙ 1"
Константин Маслаков:

Облик и характер станций БКЛ

Московское метро считается одним из самых красивых в мире. Это и повод для национальной гордости, и серьёзный вызов при создании новых станций. Теперь уже можно точно сказать, что архитекторы справились с поставленной перед ними задачей. Все станции БКЛ имеют свой неповторимый облик, между тем они продолжают традиции столичного метро, отражают его ДНК, его индивидуальность. 

Итак, на Большой кольцевой линии расположены 31 станция и 3 электродепо для обслуживания составов: "Замоскворецкое", "Нижегородское" и "Аминьевское". Как известно, БКЛ строили и запускали участками. Приглашаем вас совершить прогулку и посетить все станции нового кольца в том самом порядке, в котором они впервые открывали свои двери для пассажиров.

Атлеты, офис, витражи: станции 1-го пуска БКЛ в 2018 году
Атлеты, офис, витражи: станции 1-го пуска БКЛ в 2018 году
В стиле loft: станция 2-го пуска БКЛ в 2018 году
В стиле loft: станция 2-го пуска БКЛ в 2018 году
Конструктор, самолёты и старинные гравюры: станции 3-го пуска БКЛ в 2020 году
Конструктор, самолёты и старинные гравюры: станции 3-го пуска БКЛ в 2020 году
Панорамные проёмы, галерея и панно: станция 4-го пуска БКЛ в 2020 году
Панорамные проёмы, галерея и панно: станция 4-го пуска БКЛ в 2020 году
Ополченцы Москвы и геометрия авангарда: станции 5-го пуска БКЛ в 2021 году
Ополченцы Москвы и геометрия авангарда: станции 5-го пуска БКЛ в 2021 году
От хай-тека до китайских орнаментов: станции 6-го пуска БКЛ в 2021 году
От хай-тека до китайских орнаментов: станции 6-го пуска БКЛ в 2021 году
Дворянские усадьбы, рыбы и дворцы: станции 7 пуска в 2023 году
Дворянские усадьбы, рыбы и дворцы: станции 7 пуска в 2023 году

БКЛ делает город ближе

Ввод Большой кольцевой линии обладает невероятно мощным эффектом для города, его жителей и гостей. Благодаря БКЛ: 

  • можно экономить до 45 минут на каждой поездке: если раньше почти всем пассажирам при передвижении между периферийными районами приходилось ехать в центр до Кольцевой линии, чтобы дважды сделать там пересадку, то с запуском БКЛ такая необходимость отпадает;
  • происходит разгрузка Кольцевой и радиальных линий метро, а также улично-дорожной сети; 
  • метро пришло в районы Нижегородский, Можайский, Хорошёво-Мнёвники, Очаково-Матвеевское;
  • создана основа для дальнейшего развития метро: при строительстве Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединять к нему новые радиальные линии.