Оцените масштаб: более 70 километров, 31 станция, 3 электродепо, 47 пересадок внутри метро, на МЦК, МЦД и пригородные поезда. БКЛ по праву называют крупнейшим проектом в истории метростроения, не имеющим аналогов. И дело не только в том, что по своей протяжённости новая линия стала самой длинной кольцевой линией в мире, обогнав теперь уже бывшего чемпиона – метрокольцо в Пекине (57 км). БКЛ повлияла на весь московский транспорт, изменила ритм города, подарив миллионам пассажиров новые маршруты и позволив существенно экономить время в пути.
От замысла до реализации
О необходимости строительства в Москве нескольких кольцевых линий метро задумывались уже давно. Истоки проекта БКЛ можно обнаружить ещё в далёком 1947 году, когда возник план создания второго кольца на удалении в несколько станций от строящейся Кольцевой линии метро. В последующие десятилетия к идее не раз возвращались. Она видоизменялась, преобразовывалась, но в силу разных причин и обстоятельств строительство всё время откладывалось.
Только в 2011 году было принято окончательное решение о реализации проекта БКЛ. Генеральным подрядчиком и генпроектировщиком нового метрокольца стала группа компаний "Мосинжпроект". С этого момента работы по созданию Большой кольцевой линии перешли в активную стадию.
Начиная с 2018 года в эксплуатацию поочерёдно вводились отдельные участки БКЛ. К концу 2021 года для пассажиров уже работали 22 станции новой кольцевой. И вот 30 декабря 2022 года состоялся технический пуск по оставшимся девяти станциям. Это ознаменовало окончание строительства всей БКЛ. После чего в течение нескольких недель были проведены финальные пусконаладочные работы, чтобы уже в марте полностью запустить движение по Большому кольцу метро.
Открытие БКЛ
Торжественная церемония запуска Большой кольцевой линии состоялась 1 марта. В этот день для москвичей и гостей города открылись оставшиеся девять станций: "Марьина Роща", "Рижская", "Сокольники", "Текстильщики", "Печатники", "Нагатинский Затон", "Кленовый бульвар", "Каширская" и "Варшавская". Рекордное метрокольцо замкнулось, и по всей окружности начали движение поезда с пассажирами.
В церемонии, проходившей на станции "Сокольники", приняли участие Президент России Владимир Путин, мэр Москвы Сергей Собянин, специалисты, создававшие БКЛ, и сотрудники метрополитена. Глава государства присутствовал на открытии по видеосвязи. Он поздравил всех участников и горожан с завершением грандиозного проекта и оставил автограф на новой карте московского метро.
Сергей Собянин вместе со строителями совершил поездку по маршруту новых станций. Он оценил их красоту и удобство, поблагодарил всех, кто участвовал в создании линии, а также москвичей, которые, безусловно, тоже внесли свой вклад в проект БКЛ.
Без преувеличения, Большая кольцевая линия кардинально изменила всю схему московского метро, благодаря огромному количеству новых маршрутов. Например, раньше путь от "Сокольников" до "Электрозаводской" занимал не менее 20 минут. Нужно было доехать по "красной" ветке до Кольцевой, сделать пересадку, проехать остановку, сделать ещё одну пересадку и уже по синей линии добраться до нужной станции. По БКЛ весь путь занимает всего 3 минуты – почти семикратная экономия времени.
На БКЛ построены просторные функциональные станции, установлены новые турникеты со всеми способами оплаты. По новому кольцу курсируют самые комфортные поезда российского производства.
Миллионы людей с нетерпением ждали открытия Большой кольцевой линии, и этот день стал для них по-настоящему праздничным. Многие отправились на экскурсию по БКЛ, совершая поездку не потому, что им нужно было куда-то попасть, а просто для того, чтобы оценить новое "сердце" столицы.
Облик и характер станций БКЛ
Московское метро считается одним из самых красивых в мире. Это и повод для национальной гордости, и серьёзный вызов при создании новых станций. Теперь уже можно точно сказать, что архитекторы справились с поставленной перед ними задачей. Все станции БКЛ имеют свой неповторимый облик, между тем они продолжают традиции столичного метро, отражают его ДНК, его индивидуальность.
Итак, на Большой кольцевой линии расположены 31 станция и 3 электродепо для обслуживания составов: "Замоскворецкое", "Нижегородское" и "Аминьевское". Как известно, БКЛ строили и запускали участками. Приглашаем вас совершить прогулку и посетить все станции нового кольца в том самом порядке, в котором они впервые открывали свои двери для пассажиров.
БКЛ делает город ближе
Ввод Большой кольцевой линии обладает невероятно мощным эффектом для города, его жителей и гостей. Благодаря БКЛ:
- можно экономить до 45 минут на каждой поездке: если раньше почти всем пассажирам при передвижении между периферийными районами приходилось ехать в центр до Кольцевой линии, чтобы дважды сделать там пересадку, то с запуском БКЛ такая необходимость отпадает;
- происходит разгрузка Кольцевой и радиальных линий метро, а также улично-дорожной сети;
- метро пришло в районы Нижегородский, Можайский, Хорошёво-Мнёвники, Очаково-Матвеевское;
- создана основа для дальнейшего развития метро: при строительстве Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединять к нему новые радиальные линии.