Нападающий Артём Сердюк – первый россиянин в истории чемпионата Бахрейна. На днях он сменил команду – перешёл из середняка "Аль-Ахли" в "Аль-Риффу", которая является действующим чемпионом страны и лидером текущего турнира.
Какими ветрами вас занесло в Бахрейн?
– Я играл за таджикский "Худжанд". Во время отпуска на меня вышел бывший одноклубник Нозим Бабаджанов, который уже играл в Бахрейне: "Моя новая команда ищет нападающего, давай предложу тебя!" Я кинул ему нарезку своих матчей и профиль на Transfermarkt (немецкий портал с детальной информацией о футболистах, включая их рыночную стоимость. – Прим. ред.). Знаю, они выбирали между бразильцем и мной. Но бразилец был небольшого роста. Я же взял габаритами: наверху хорошо борюсь, головой играю. Перед самым Новым годом прилетел в Бахрейн и сразу подписал контракт на полгода. Уже 2 января дебютировал, а в третьем матче забил свой первый гол.
Что вообще знали о Бахрейне?
– Думал, это где-то в районе Индии, Малайзии или Индонезии. Потом уже загуглил. Оказалось, это королевство, остров в Персидском заливе рядом с Саудовской Аравией. Бахрейн называют маленькими ОАЭ. Но если в Эмиратах всё уже отстроили, здесь только начинают: создают целые насыпные города с небоскрёбами.
Артём Сердюк Родился 22 января 1990 года в городе Сальске Ростовской области. Играл за "Таганрог", МИТОС, "Олимпию", "Торпедо" (Армавир), "Балтику", "Факел", "Чайку", "Волгу" (Ульяновск), "Слуцк", "Худжанд", "Аль-Ахли". Вице-чемпион и обладатель Кубка Таджикистана.
К жаре долго привыкали?
– Когда в августе прилетел из отпуска, тут было плюс 50. Едва вышел из самолёта, а с меня уже ручьём всё течёт! В Бахрейне не только дикая жара, но и влажность 80–90 процентов. Дышать нечем, всё плавится. У меня в номере круглые сутки работал кондиционер. Тренировки ставили на 4 утра, то есть до восхода солнца. Но это не особо помогало. 15 минут пробежал – бутсы хлюпают, будто ты носился по лужам. Хоть разувайся и выливай! Во время самих матчей игроки просто пешком ходили.
В общем, летом и в начале осени здесь очень тяжело. В конце сентября зной уже идёт на спад. А сейчас вполне комфортная, классная погода. Правда, 2–3 раза в месяц случаются песчаные бури, ничего не видно. Любые щели в окнах надо забивать тряпками, иначе пыль будет повсюду.
Какого уровня ваш чемпионат?
– Он явно выше, чем в Таджикистане. Есть пара неплохих команд, которые делают упор на контроль, играют в пасик. Не сказать, что инфраструктура первоклассная, но поля – топ. В самом чемпионате много легионеров – бразильцев, аргентинцев, марокканцев, тунисцев. Победитель турнира (всего в нём принимает участие 10 клубов. – Прим. ред.) получает путёвку в Кубок АФК – азиатский аналог Лиги Европы.
Когда я только приехал в "Аль-Ахли", команда шла на последнем месте. Но потом мы выиграли четыре матча из семи и поднялись на три строки. После этого мы с Нозимом продлили контракты на два года. Правда, он вскоре расторг его и уехал в Индию. Я остался.
Болельщики в Бахрейне любят футбол?
– На команды-лидеры ходит тысяча-полторы. На "Аль-Ахли" – 150–250 человек. У клуба есть ещё гандбольная, волейбольная и баскетбольная секции, они играют в залах с кондиционерами, вот там аншлаги. Но есть и активные футбольные фанаты: голосят свои песни на арабском, бьют в барабаны. Когда я забиваю, кричат: "Пу-тин! Пу-тин!" (Смеётся.) Россия у них ассоциируется только с одним человеком.
Русских в стране много?
– Половина населения – мигранты из Индии, Бангладеш, Таиланда, Тайваня, Филиппин и других стран. Есть также белорусы, русские, казахи, украинцы. Девчонки наши устраиваются в бьюти-индустрию, которая здесь пока не развита. Много саудитов. Им достаточно пересечь 25-километровый мост, чтобы оказаться в Бахрейне. Приезжают сюда на выходные потусить, покуролесить. Тут есть отдельный район с ночными клубами, там же 3–4 алкомаркета. Так саудиты оттуда ящиками выносят бутылки.
Насколько строги в Бахрейне исламские традиции?
– Есть местные, которые молятся, но при этом курят и выпивают. А вот девушки-арабки почти все обмотаны с ног до головы. У кого-то лицо открыто, у кого-то только глаза торчат. Любопытно наблюдать, когда они на пляже в 40-градусную жару сидят в таком виде на пуфиках. Детишки бегают, а они, обмотанные, пьют чай, болтают. Ни разу не видел, чтобы купались.
Во время мусульманских праздников с восхода до заката солнца нельзя есть: в 3–4 утра они покушали, а потом только в 7 вечера. Все кафешки, рестораны днём закрыты. Вечером на обочине дорог стоят волонтёры и суют тебе в окно машины бутылочку воды и финики: надо же хоть как-то утолить голод, а то дурно станет, до дома не доедешь. Жвачку жевать нельзя, есть мороженое или шоколадку тоже. Если полиция увидит, могут подстричь налысо. Ты приехал в чужую страну и должен уважать её культуру и законы, а не дразнить людей. А вот дома можешь делать всё что хочешь – там никто не видит.
Сколько зарабатывает среднестатистический футболист в "Аль-Ахли"?
– Легионеры – 3–5 тысяч долларов. Раз в месяц нам выдают чеки, мы приносим их в банк и получаем наличные. Уже потом, если ты хорошо себя зарекомендовал, зарплату могут поднять до 7, 10 и даже 15 тысяч. Премиальные минимальные – 100 долларов за победу. Что касается местных игроков, для них футбол – не основной доход. Ребята в первой половине дня работают, а потом приезжают на тренировку. В сумме на двух работах получают около 3 тысяч. Сам я по сравнению с той же "Балтикой", где провёл два сезона, зарабатываю больше.
Клуб предоставляет питание?
– Нет. Я заказываю русскую еду женщине из Молдавии. Плачу ей каждый месяц, и она привозит домашние харчи: салатик, борщ, плов, вареники, пельмени. Местная кухня не очень: рис с курицей, морепродукты, много острого.
По кому и чему вы больше всего скучаете?
– По родителям, друзьям. По бане на берегу речки Маныч. Там на Крещение я всегда купался в проруби. Здесь проруби нет, год назад пришлось окунаться в открытый бассейн с холодной водой. Сейчас и этого не получилось. Просто искупался в душе.
Постскриптум– Интересовался у агента насчёт Мальдивских островов: "Может, там годик поиграть, посмотреть этот райский уголок?" Но, говорят, там зарплату не платят по несколько месяцев.А в конце января мне сообщили о предложении от "Аль-Риффы". Поначалу даже не поверил. Это чемпион страны, команда шейхов, она считается топом в Бахрейне. В полуфинале кубка сыграем против моего бывшего клуба, "Аль-Ахли". Кстати, я уточнял, тут и правда до меня не было русских футболистов. Надеюсь, я не последний. Предлагал агенту привезти в Бахрейн Пашу Могилевца (экс-полузащитник сборной России ныне выступает за "Бунёдкор" из Ташкента. – Прим. ред.). Человек в "Зените" поиграл и тут усилил бы любую команду! Но дальше разговоров дело не пошло. Бахрейнцы вообще неспешный народ.