В большинстве случаев ворам удалось заменить оригиналы изданий искусственно состаренными копиями высокого качества, пишет газета The New York Times. По мнению полиции, это говорит о скоординированной деятельности преступников.
Жертвами воров стали библиотеки в Риге, Вильнюсе, Берлине, Мюнхене, Хельсинки, Лионе, Женеве, Праге и других городах. Больше всего пострадала библиотека Варшавского университета, из которой было украдено 78 печатных изданий.
А из зала редких книг Национальной библиотеки Франции были похищены восемь книг за авторством Пушкина и одна – Лермонтова. Их общая оценочная стоимость составляет 696 тысяч долл., что делает эту библиотечную кражу одной из самых дорогих в новейшей истории.
Расследованием дела под названием "Операция "Пушкин" занимается спецподразделение французской полиции по борьбе с кражей культурных ценностей. В её материалах сообщается о целой преступной сети. Девять человек уже арестованы. Четверо из них задержаны в конце апреля в Грузии вместе с более чем 150 книгами. Во Франции под стражу заключены трое подозреваемых, в Эстонии двое – они представились украинскими беженцами и попросили ознакомиться с книгами для изучения цензуры в царской России.
По одной из версий следствия, за скоординированными кражами стоит Россия, которая пытается «вернуть сокровища на родину».
– Нет, конечно, за этим не стоит российское правительство. Это жёлтая газетная история. В российских библиотеках и архивах хранятся полные наборы всех прижизненных изданий Пушкина. Ещё и не в одном экземпляре, – объяснил Metro Сергей Бурмистров, генеральный директор аукционного дома "Литфонд".
По его словам, эти кражи обусловлены растущими ценами на прижизненные издания Пушкина, Гоголя и Лермонтова, которые за последние 20 лет резко взлетели, а безопасность в европейских библиотеках, судя по всему, не находится на высшем уровне.
– Первое издание "Евгения Онегина" за авторством Пушкина где-то полгода назад было продано в нашем аукционном доме за 26 миллионов рублей, – уточнил специалист.
В российских же библиотеках получить на руки книги такого рода попросту невозможно, рассказал Бурмистров:
– А если и удастся, то за вами будут очень пристально следить. Поэтому за последние годы в России подобных краж не наблюдалось.
Путей для реализации краденных книг у преступников не так уж и много, объяснил эксперт. Если они были помечены библиотечной печатью – им прямая дорога в частные коллекции или на закрытые неофициальные торги, если же нет – их без задней мысли может приобрести какой-нибудь аукционный дом.