Картина "Лунная ночь. Город" сразу притянула мой взгляд. Какофония цвета: малиновый, оранжевый, небесно-голубой, зелёный, жёлтый. Кажется, что она переполнена не только красками, но и звуками: дребезжанием трамвая, топотом и гомоном толпы... А над этой суетой трое... Он, она и... Третий лишний? Кто из двоих – солидный мужчина в шляпе или хулиган в кепке? Подхожу ближе и вижу, что картина не так легкомысленна и мила, как показалось поначалу. Из-под малиновой шляпки барышни отрешенно смотрят совсем не наивные, густо подведённые чёрным глаза. А под трамвай с номером 3 вот-вот попадёт подскользнувшийся человек, но прохожие этого не видят, идут себе и идут... Главный же герой картины – тот самый "хулиган" – выглядит вовсе не дерзким, а растерянным, съёжившимся, будто ему выносят приговор, а за головой диск луны словно нимб.
Этим "приговорённым" оказался сам художник – Александр Голованов. По словам куратора выставки Анны Чуркиной, он был, что называется, «сам в себе», увлекался мистикой, экстравагантно одевался, любил эпатировать публику.
– Голованов увлекался кинематографом и мечтал стать актёром. Но ему было не суждено. Поэтому он словно создаёт сцены из кино, как бы вставляя в них себя на своих полотнах, – говорит Анна Чуркина.
Ореол Луны за его его головой создаёт ощущение скорой кончины, поясняет Любовь Головина, методист и старший научный сотрудник Новой Третьяковки:
– Посмотрите на год картины и дату его смерти – 1930 год. Они одинаковые. Он пишет ночной город, как бы находясь, возможно, уже по ту сторону. Луна как нимб, контражуром светит ему в спину, он со стороны наблюдает за всем.
Перед нами вовсе не любовный треугольник, а почти семейная сцена. Слева брат Александра Георгий, а справа... дама сердца художника:
– Это свидание брата с любимой девушкой художника. Любовь оказалась безответной – она поиграла с Александром и бросила. А он попросил, видимо, брата... Знаете, как бывает у людей, чтобы кто-то близкий посмотрел со стороны и сказал своё мнение о предмете любви. Может, он хотел узнать правду, – рассказывает Анна.
Александр умер от чахотки в 31 год, и, по воспоминаниям брата, его сердце было настолько разбито, что он не хотел бороться за жизнь.
Картину "Лунная ночь" брат сохранил, скорее всего, потому, что сам был на ней изображён, а его вдова передала холст Третьяковке. Из работ Голованова до нас дошло только три картины. Остальное, скорее всего, было просто выброшено.