Одни помогают благотворительным фондам финансово, другие участвуют как волонтёры. Часто руководители или неформальные лидеры компаний вовлекают всю команду.
Далай Лама в "Книге радости" написал, что "среди волонтёров на 24 процента ниже смертность по сравнению с остальными". Можно ли сказать то же самое о компаниях, который занимаются благотворительностью? Не даром небезызвестная компания с "золотыми воротами" с первого дня создала благотворительный фонд, вкладывая часть своей выручки в благие дела.
– В моем опыте благотворительностью занимались либо НКО, либо коммерческие организации для снижения налогового бремени и получения некоего звания социальной ориентации, – рассказывает Metro Екатерина Машкова, HR-менеджер и юрист. – Торгово-производственная компания электроники работала с привлечением инвалидов (50%+) и тесно работала с ВОС (Всероссийским обществом слепых) и ВОГ (Всероссийским обществом глухих). Казино в Москве в нулевых брало шефство над детским домом. Рестораны передавали мясной обрез собачьему приюту. Некоторые компании проводили субботники. Только сотрудники это воспринимали не как благотворительность, а как бесплатный труд.
Екатерина добавила, что соискатели на собеседованиях никогда её не спрашивали о благих делах работодателя. Не считая волонтерских центров, но это особая специфика.
У основателя Клуба Лидеров сообществ Маргариты Ушаковой – другой опыт в этой сфере.
– Я летом защитила диплом в ВШЭ на тему "Оценка эффективности финансовой поддержки бизнесом социально ориентированных организаций", и провела для этого несколько десятков глубинных интервью с HR-директорами, – рассказывает Metro Маргарита. – По результатам моего исследования, чуть меньше половины соискателей в России, претендующих на топовые вакансии, интересуются благотворительными проектами работодателя.
Это не значит, что они откажутся от высокооплачиваемой работы, если работодатель не занимается благотворительностью, добавляет эксперт. Тогда они реализуют своё желание отдавать и созидать в другом месте, чаще всего в бизнес-сообществе или в сообществе по интересам.
"Помогая другим, я помогаю себе. Не случайно в Библии сказано: "отдай десятину Богу", и "не оскудеет рука дающего". Отдавая десятину тем, кто в этом нуждается, мы открываем себе возможность иметь больше прибыли, чтобы помочь ещё большему количеству людей. Делая добрые дела от всего сердца, мы расширяем свой потенциал и потенциал компании на всех уровнях".
Лариса Буткина, психолог, кандидат психологических наук.
– В малом бизнесе благотворительность – это чаще всего внутренний отклик души основателя, в меньшей степени инструмент маркетингового продвижения, – уверена Маргарита. – Например, владелец полиграфической компании Евгений Малютин сначала был волонтёром одного из фондов на Московском полумарафоне, а когда познакомился с основателем фонда, решил помогать также профессионально – печатать для фонда полиграфическую продукцию. "Я вижу пользу от нашей поддержки, эмоции подопечных и волонтеров фонда, и это мотивирует, – комментирует Metro Евгений. – Коллектив поддерживает меня в этой работе, участвует, помогает. Я скидываю в корпоративный чат фото с мероприятий с нашей продукцией. Каждому важно понимать, что ты приносишь пользу конкретным людям".
Есть истории win-win взаимодействия бизнеса и благотворительных организаций, добавляет эксперт. Например, предприятие, которое занимается производством точек питания, предоставило бесплатно свои точки на фестиваль здорового питания. В результате получило масштабный PR, а благотворительная организация сократила расходы. Или, например, ассоциация бизнес-репетиторов пригласила 600 студентов на полугодовую стажировку, чтобы передать им управленческие навыки. Заодно систематизировали свои знания, пересмотрели последовательность уроков и подобрали подходящую нагрузку.
– Все компании, где я работала, занимались благотворительностью. Это никак не влияло на привлечение новых сотрудников, но это было важно для тех, кто уже работал в компании, – рассказывает Евгения Кузнецова, внешний HR- директор. – Сотрудники понимали, что работодатель не только закрывает их потребности, но и делает что-то важное для мира.
Например, коллектив одной компании занимался благоустройством скверов – сажали деревья и собирали мусор. И это сильно сплотило коллектив.
– В другой компании директор поддерживал детский дом, – продолжает Евгения. – Мы покупали детям канцтовары к 1 сентября, подарки к Новому году, и занимались организацией новогоднего праздника. Директор был в качестве деда Мороза. Это была его внутренняя потребность, и мы это не афишировали, хотя компания тратила много ресурсов – и финансовых, и временных.
Ещё в одной компании, по словам эксперта, во время пандемии директор обязал сотрудников скинуться, чтобы закупить аппараты ИВЛ для больниц. Общими усилиями они собрали на 4 аппарата, но сотрудники роптали, так как, во-первых, не все были согласны с пользой ИВЛ для выздоровления больных, а во-вторых, потому что сам директор в этом финансово не участвовал.
– Я считаю, что благотворительные проекты должны быть чётко вписаны в правила корпоративной культуры на уровне миссии. Если компания заявляет, что она за экологию, то уборка пляжей, лесов, сортировка мусора – будут оправданы, – подводит итоги Евгения. – А сейчас всё очень хаотично происходит. Руководитель где-то что-то услышал и сказал – делаем. А как это связано с компанией и почему нужно делать именно это – сотрудникам не понятно. И никакой пользы для компании это не несёт.