Отечественный Минфин пытается снизить расходы и увеличить доходы бюджета. И ему это, похоже, постепенно начинает удаваться. С марта 2021 года месячная казна стала максимально прибыльной, говорится в отчёте финансового ведомства.
Так, в первом летнем месяце текущего года доходы бюджета превысили расходы на 800 млрд рублей. И это несмотря на то, что цены на чёрное золото падают, а нефтегазовая добыча в нашей стране снижается. Кстати, примерно три четверти доходов казны приходятся сейчас не на нефть и голубое топливо. Между прочим, месячная доходность, а не убыточность бюджета, была достигнута в этом июне впервые за год.
Если же погружаться в детали, то дефицит бюджета за первый летний месяц сократился с 3,4 трлн рублей до 2,5 трлн рублей. А за первые 6 месяцев этого года доходы бюджета упали на 12% по сравнению с первым полугодием 2022 года. Расходы выросли почти на 20%.
Как рассказал Metro экономист Сергей Хестанов, в появлении профицита бюджета сыграло несколько факторов.
– С одной стороны, заметно подросли ненефтегазовые доходы, но из них треть триллиона рублей – это дивиденды "Сбербанка" государству. В то же время расходы заметно сократились. Пока непонятно, это разовое явление или всё же система, которую наладил Минфин, до середины осени выяснится, насколько устойчива нынешняя тенденция по улучшению показателей федерального бюджета, – говорит собеседник.
Как считает экономист Bloomberg Economics по России и Восточной Европе Александр Исаков, "правительство будет в профиците как минимум до ноября". Кстати, нынешняя бюджетная тенденция должна неминуемо отразиться на жизни рядового российского обывателя.
– Замедление расходов должно поддержать курс рубля и приведёт к его укреплению вплоть до 85 рублей за доллар в третьем квартале 2023 года. Это должно будет замедлить ускорение инфляции, которая по итогам года составит порядка 5%, – прогнозирует Александр Исаков.
По его словам, дефицит бюджета не вполне однозначный показатель здоровья экономики и качества государственной экономической политики.
– Есть два критерия его оценки: является ли он временным и адекватным общей экономической ситуации или хроническим и приводит ли необходимость его финансировать к долгосрочной разбалансировке бюджета – ситуации, когда правительство вынуждено тратить растущую долю своих доходов на обслуживание долга. В текущих условиях дефицит в размере 3% от ВВП России не создаёт таких рисков для государства, но его величина должна снизиться в последующие годы, если правительство хочет сохранить устойчивость бюджетной системы, – комментирует экономист.
Читайте также: По какой причине Центробанки всего мира прячут свои резервы