Бежать в страны Восточной Европы вынужденным мигрантам намного проще, чем в Россию

Мetro спросило экспертов о том, какие маршруты выбирают украинцы, на что рассчитывают эти люди и какая судьба их ожидает
Бежать в страны Восточной Европы вынужденным мигрантам намного проще, чем в Россию
LOUISA GOULIAMAKI / AFP or licensors
На данный момент больше всего мигрантов приняла Польша

По данным ООН, 3 млн украинцев были вынуждены покинуть страну. Уезжают в Польшу, Венгрию, Словакию, Молдавию, Румынию и другие страны Европы. В разы меньше людей отправляются в Россию – из этих 3 млн лишь 250 тыс. человек, по данным МЧС, въехали в Россию с Украины и Донбасса. 

Причин этому несколько. Первая – это понятный страх людей ехать в Россию через линию фронта.

– Дорога на запад открыта, поэтому люди бегут туда от приближающейся линии фронта, – объясняет Metro политолог Сергей Марков.

Вторая причина – это страх физической расправы за попытку бегства в Россию, а также нежелание ассоциировать себя со «страной-агрессором» в глазах своих сограждан.

– Губернатор Николаевской области на днях записал видео в Telegram, в котором предупредил, что составит расстрельные списки тех, кто симпатизирует России, – говорит Марков. В видео Виталий Ким объясняет, что это будут делать не ВСУ, а «народный гнев».

Кроме того, Зеленский подписал закон об уголовной ответственности за сотрудничество с Россией – по нему украинцам грозит до 15 лет тюрьмы за коллаборационизм с «государством-агрессором».

Наконец, бежать в Европу людям просто в каком-то смысле даже выгоднее.

– В России беженцы могут получить только безопасность, – объясняет Марков. – А вот в Европе они надеются получить не только безопасность, но и деньги, пособия, выплаты. Честно сказать, это рациональная позиция: воспользовавшись антироссийской истерикой, уехать в Европу и обосноваться там.

Демограф и директор Центра миграционной политики Ольга Чудиновских объясняет, что сейчас в Европе украинских беженцев действительно планируют обеспечить всем необходимым для жизни. 

– У них будет упрощённая система получения статуса беженца, потому что причина, по которой они покинули родину, очевидна, – объясняет эксперт. – В отличие от неоднозначного кризиса 2014–2015 годов, когда половина беженцев лишь изображала из себя таковых, сейчас европейские страны искренне сочувствуют украинским жителям и проявляются солидарность. Помимо пособий, им ещё разрешат и работать сроком до трёх лет.

Однако всё не так просто: в Европе уже начался миграционный кризис, потому что несколько миллионов беженцев за такой короткий период (чуть больше двух недель) – это катастрофически много. И хотя есть надежда на то, что Европа с кризисом справится, ряд стран уже начал вводить некоторые ограничения по приёму беженцев. К примеру, Германия попросила приостановить отправку поездов с мигрантами из Польши, ставшей настоящим хабом по приёму украинцев, а Британия, обещавшая принять сотни тысяч мигрантов, выдала всего 3 тыс. виз украинцам, при этом сохраняя серьёзные ограничения на въезд. Ближневосточный Израиль тоже перестраховался: вчера министр внутренних дел Аелет Шакед сообщил, что всего страна может принять 5 тыс. украинцев, при этом половину из квот они уже использовали.

По мнению экспертов, беженцы из Украины в большинстве своём осядут в Восточной Европе – а именно в Польше. Сейчас страна уже приняла 1,5 млн человек, в одном только Кракове – 200 тысяч. Чуть меньше с миграционным кризисом столкнутся Венгрия, Словакия и Румыния, а вот до далёких Франции и Испании, и тем более до закрытой Великобритании, доберётся меньше всего мигрантов. Несмотря на это, именно эти страны, скорее всего, будут проводить самую жёсткую миграционную политику.