На снимке неизвестный фотограф запечатлел Валентину Терешкову вместе с двумя дублёршами – Ириной Соловьёвой и Валентиной Пономарёвой Как оказалось, их связывает не только борьба за место в истории, но и давняя дружба...
– В те годы у космонавтов была замечательная традиция. За день до старта они встречались со всей командой, участвовавшей в подготовке полёта: врачами, механиками, инженерами. Это была дань уважения этим людям, – рассказывает Metro заведующая отделом научного комплектования фондов Музея космонавтики Людмила Свиридова. – Снимок, по всей видимости, был сделан именно в этот момент.
За спиной легендарной троицы – Сергей Королёв. Говорят, именно он рекомендовал для полёта Терешкову. По расхожей легенде, выбор первой женщины-космонавта сопровождался горячими спорами, точку в которых поставил генсек Никита Хрущёв.
– В это легко поверить, – рассуждает Свиридова. – Думаю, и сейчас и не только у нас такие вещи решаются сверху. В любом случае Валентина Владимировна достойно справилась со своей задачей. Ей пришлось катапультироваться с высоты 7 километров – такое даже представить сложно, говорю как человек с опытом в парашютном спорте.
Впрочем, судьба могла распорядиться по-другому. Первой дублёршей Терешковой была Ирина Соловьёва, к 24 годам уже рекордсмен мира по прыжкам с парашютом.
– У неё были рекорды по точности прыжка. В те годы всё тщательно фиксировалось, – говорит Metro её супруг Сергей Киселёв. – Она должна была выступать на чемпионате мира, но её призвали в звании рядовой.
В качестве кандидатки её порекомендовало руководство ДОСААФ. Выпускница Уральского политеха Ирина Соловьёва отличалась не только навыками управления парашютом, но и удивительным энтузиазмом. Испытаний на центрифуге, в барокамере, сурдокамере (специальное звуконепроницаемое помещение для экстремальной тренировки психики) она не боялась.
– Да она на все тесты шла либо первой, либо одной из первых! – вспоминает Сергей Александрович.
По его словам, с другими претендентками (изначально их было 5) она сохраняла хорошие отношения:
– Они жили вместе, вместе летали на самолётах, вместе проходили испытания. Всё них было нормально! Дружили, а как иначе!
По одной из версий, её не выбрали из-за молчаливого характера. Мол, на героиню не подходит. «Характер у неё такой», – подтверждает супруг. В остальном же к ней не было нареканий:
– Это не то, что правда, а самый настоящий факт, что она вместе с Валентиной Терешковой ехала в автобусе, который отправлялся к стартовой площадке. И обе были в скафандрах...
Сейчас Ирине Баяновне 85 лет. Вместе с мужем они живут в Звёздном городке. После полёта она вернулась в парашютный спорт и стала десятикратной (!) рекордсменкой мира. Работала на разных должностях в Центре подготовки космонавтов.
Слева на фото – самая старшая из "женского отряда". Валентине Пономарёвой было 28, когда она пришла в отряд. Москвичка окончила МАИ и делала большие успехи в науке. После института устроилась в ОКБ-1 к Королёву, где работала в Отделе прикладной математики. Символично, что и на снимке она стояла к нему ближе всех.
– Она даже была кандидатом наук! – подчёркивает Свиридова. – К тому же лётчица – управляла спортивными самолётами.
Кроме возраста Пономарёву от всех отличало наличие мужа и ребёнка. Сорок лет спустя в одном из интервью она сказала, что это ей и помешало. Якобы Гагарин заявил экзаменационной комиссии, что "рисковать матерью они не могут". Впрочем, Пономарёву, чью подготовку очень высоко оценивали и Королёв, и Каманин, всё-таки сделали второй дублёршей Терешковой. 18 сентября Валентине Леонидовне исполнится 90 лет. По словам близких, она здорова и бодра.
– Мы дружим семьями, вместе встречаем дни рождения, – говорит Сергей Киселёв. – С Валентиной Терешковой раньше тоже отлично общались, но лет 10 не держим связь.
Валентина Леонидовна Пономарёва продолжила заниматься наукой. В 2006-м стала руководителем группы истории космонавтики в Институте истории естествознания и техники...
Весь мир знает Терешкову под позывным "Чайка". Но у её дублёрш тоже был один на двоих позывной – "Берёзка". На "Чайку", отправляющуюся в небо, они смотрели с надеждой. Скоро должен был состояться совместный полёт Соловьёвой и Пономарёвой, но после смерти Королёва его решили отменить...
Пономарёва говорила, что "тяжело переживала крушение своей мечты, но попасть в отряд было фантастическим везением и большой радостью".
– Я сама была в наборе космонавтов десять лет спустя и так и не полетела, – говорит Людмила Свиридова. – Я их понимаю. Сожаление на всю жизнь... И всё равно огромная удача!