Большая часть публикаций о художнице Наде Рушевой состоит из целой череды вздохов восхищения с непременной чёрной блямбой в конце: "ах, какая талантливая девочка" – и "ах, как рано умерла". Может сложиться впечатление, что интерес к творчеству Нади вызван только тем, что она рано погибла.
Вдруг забывается, что она была популярна ещё при жизни, её рисунки стали настоящим событием в области культуры и искусства. Забывается, что она была живым человеком, простой школьницей, которая любила мороженое и получала двойки по математике. В этом году 31 января Наде Рушевой могло исполниться 70 лет.
Родителями Нади были театральный художник Николай Рушев и первая балерина из Тувы Наталья Ажикмаа. Девочка родилась, когда пара была в командировке в Улан-Баторе. Её назвали Надежда, но по монгольским обычаям новорождённого должен наделять именем местный мудрец. В качестве такого мудреца выступил писатель и академик Бямбын Ринчен. Он предложил назвать девочку Найдан, что означает "вечно живущая". Так Надя Рушева при рождении получила два имени.
Вскоре семья перебралась в Москву к деду по отцовской линии. Надя ходила в самый обыкновенный детский сад, где ничем не отличалась от других детей. Свой первый рисунок сделала дома, когда дедушка читал ей мифы Древней Греции. Она нарисовала кентавра. Тогда все удивлялись: как правило, дети в её возрасте рисуют только то, что видели в действительности, а не "из головы" или "на слух".
К школе её специально не готовили: до первого класса (1959 год) она не училась ни читать, ни писать. Именно в школе она подружилась с пером (до середины 70-х советские школьники пользовались перьями и чернильницами-"непроливайками"). Тогда же сделала и свою первую серию иллюстраций: 36 рисунков к "Сказке о царе Салтане" Надя выполнила, пока папа читал ей книгу. С этого дня рисование стало настоящей потребностью для девочки – она начала рисовать всегда.
В 1962 году Надю отдали в изостудию при Дворце пионеров. Участники кружка не просто рисовали, но и устраивали выставки, которые посещали в том числе иностранные делегации.
– Там Надины рисунки увидел итальянский писатель Джанни Родари. "Браво, Надя! Браво!" – написал он на одном из них, – рассказала в беседе с Metro руководитель музея Нади Рушевой Наталья Усенко. – После этого работы ученицы отправляются на выставки в Италию и США.
Одарённого ребёнка решили показать скульптору-анималисту Василию Ватагину, но он отказался заниматься с девочкой, сказав тогда:
На работе у отца Николая Рушева было принято приносить поделки и рисунки детей коллег, они устраивали из них импровизированные выставки. Надины рисунки увидел знакомый главреда журнала "Юность" Бориса Полевого и, взяв одну из папок с иллюстрациями, отвёз в редакцию. Потом состоялось личное знакомство Рушевых и Полевого, а вскоре и первая персональная выставка Нади. Экспозицию из 162 рисунков разместили прямо в редакции журнала. С этого дня Надя становится всесоюзной знаменитостью. Ей всего 12.
"Юность" была значимым культурным явлением в годы оттепели. Поэтому после этой выставки посыпались публикации, приглашения на телевидение и даже заграничные выставки – это и Польша, и Япония.
– У нас хранятся книги отзывов с тех зарубежных выставок. И эти отзывы очень разные. В основном, конечно, восхищённые. Но есть и негативные, мол, ерунда какая-то – просто детские рисунки, не более того, – рассказала Наталья Усенко. – Да, не все восторженно относились к Надиным работам, но, пожалуй, в этом есть и плюс, потому что это свидетельствует о подлинности всех отзывов.
Писали тогда о художнице разное. В том числе с высокомерной снисходительностью вопрошали: а не закружится ли от успеха юная головка? Но нет, Надя продолжала ходить в обычную школу и стеснялась выступать на публике.
Наследие
Несмотря на то что её жизнь, казалось бы, досконально изучена, в биографии по-прежнему остаются белые пятна и спорные моменты, которые до сих пор вызывают дискуссии.
После себя Надя Рушева оставила около 12 тысяч рисунков. Часто пишут, что значительная часть их утеряна. Однако это не так. Для Нади рисование было способом коммуникации с миром, инструментом для выражения своих чувств, эмоций и мыслей. Поэтому она рисовала постоянно: на уроке в тетрадке, пока кого-то ждала на лавке в парке. И конечно, некоторые рисунки она делала в письмах или специально для кого-то – они разошлись, исчезли.
Рисунок был её способом жить. В "Артек" она приехала уже знаменитостью, и к ней часто подходили другие ребята и просили: "Надя, нарисуй, пожалуйста, меня". Она рисовала портрет и отдавала. Но основная часть наследия сохранилась. Большая часть рисунков находится в литературном музее Пушкина и в мемориальном школьном музее Нади Рушевой.
Сейчас на рынке всплывают рисунки, которые на самом деле Наде не принадлежат. По Сети гуляют несколько работ других художников под именем Рушевой, их можно купить.
– Иногда появляются и подлинники, поскольку Надя часто дарила свои рисунки друзьям и знакомым, а наследники этих людей выставляют их теперь на продажу.
Недавно мемориальному музею передали часть архива писателя Эдуарда Пашнева, чья дебютная повесть вышла в свет с иллюстрациями Нади. Когда она умерла, Пашнев начал собирать полную хронику её жизни – он переписывался с родственниками девочки, с друзьями. Помимо прочего, в этом архиве оказались и неизвестные ранее рисунки Нади.
Отношения
Упомянутая Натальей Усенко поездка в "Артек" стала одним из ключевых событий в жизни художницы. Как Надя потом признавалась в письмах, жизнь её "делится на два этапа: до поездки в "Артек" и после". В пионерлагере она познакомилась и подружилась с будущем режиссёром и продюсером Олегом Сафаралиевым, а также сблизилась с вожатым Марком Кушнировым, выпускником ВГИКа.
Отношения с Кушнировым Надя продолжила и после "Артека" – в Москве они много общались, часто встречались. Вожатый стал для неё своеобразным проводником в мир современного искусства: он знакомил её с новыми фильмами, с зарубежной музыкой. Отец Нади вспоминал:
– Изостудию перестала посещать и теперь советовалась в основном со своими новыми друзьями Кушнировыми.
Сейчас в некоторых "исследованиях" можно встретить мнение, что Надю и вожатого связывала не просто дружба. При этом намеренно умалчивается факт, что Кушниров жил с семьёй, что Надя была знакома и даже дружила с его супругой и дочерью.
– Ни в письмах, ни в дневниках Нади или её близких нет даже намёка не только на любовную связь с Кушнировым, но и на любые другие романтические отношения, – подтвердила руководитель музея художницы.
Самоучка
Почти во всех источниках пишут, что Надя никогда не училась рисовать (не считая занятий в изостудии Дворца пионеров). Но совсем недавно выяснилось, что она брала уроки академического рисунка.
– Я нашла свидетельство в письме Нади. Она была уже в 10-м классе и писала подруге, что не хочет идти на занятие по академическому рисунку: ей там скучно, неинтересно. Дело в том, что Надя хотела поступать во ВГИК, там нужно было сдавать эту дисциплину, а она академрисунком не владела. Она не знала, что в вузе решили принять её даже без экзаменов.
Смерть
– Это случилось дома, внезапно, утром 6 марта 1969 года. Совершенно здоровая дочка спокойно позавтракала, проверила уложенный накануне портфель и надела школьную форму с фартуком, – рассказывал Николай Рушев. – Ласково простилась с мамой, уходившей на работу пораньше. И, наклонившись к своим школьным сапожкам, вдруг лишилась сознания и упала…
Существует официальное медицинское заключение: Надя умерла от кровоизлияния в мозг, у неё была врождённая аневризма сосудов головного мозга. Сейчас заболевание диагностируется и успешно поддаётся лечению. Но на тот момент оно было почти неизученным.
Когда её отец плакал и, сокрушаясь, задал вопрос: "Почему так рано?", врачи ответили, что это не рано, а поздно, поскольку с таким заболеванием редко доживали до восьми лет.
В Интернете есть множество сомнительных публикаций, где одни приплетают мистику и на полном серьёзе уверяют, что Надю покарал дьявол (видимо, за иллюстрации к "Мастеру и Маргарите"), а другие винят родителей девочки: мол, они заставляли ребёнка рисовать и детский организм не справился с непомерными нагрузками.
Вопросы мистики мы опустим, а на домыслы о перенапряжении и вине родителей ответила сама Надя: в дневниках и письмах она жаловалась, что у неё остаётся очень мало времени на любимое занятие – всё съедает школа с её уроками. Поэтому говорить о том, что родители заставляли её рисовать и это стало причиной её гибели, не приходится.
Пушкин VS Булгаков
Считается, что венцом творчества Нади стал цикл иллюстраций к "Мастеру и Маргарите". Надо сказать, что сама Елена Сергеевна (вдова Булгакова) мечтала увидеть издание "МиМ" с рисунками юной художницы. Такое издание появилось в 2017 году.
Многие забывают другие крупные циклы, один из которых посвящён Пушкину. Началось всё с того, что знаменитый пушкинист Арнольд Гессен готовил монографию по Пушкину и хотел проиллюстрировать книгу рисунками самого Александра Сергеевича. Но выяснилось, что до 20 лет Пушкин практически не рисовал – ранний период жизни и творчества поэта оказалось нечем иллюстрировать. Гессен увидел, что Надины рисунки по манере похожи на пушкинские, и предложил ей попробовать себя.
Он дал ей из своей монографии главы о детстве и юности поэта. Надя начала помимо этих глав перечитывать самого Пушкина, бывать в тех местах, где бывал он. Дошло до того, что она пробовала рисовать гусиными перьями при свече, чтобы максимально сблизиться с поэтом.
Когда она показала свои работы Гессену, то рисунки ему не понравились: "Очень небрежно. Такую небрежность мог себе позволить только Пушкин. Нарисуйте нормально". Надя тогда ничего не сказала почтенному филологу, но отцу потом призналась: "Нормально рисовать я ничего не буду".
И изображала она его именно как родного человека, со всеми плюсами и минусами. Ни у кого, кроме Нади, нет изображения Пушкина-малыша. Как-то Надя нарисовала разъярённую Надежду Осиповну (маму великого русского поэта). На рисунке в одной руке она держит маленького Пушкина, а в другой – розги, которыми замахивается на него.
Надя не бежала за фотографической точностью. Например, Татьяну в конце "Евгения Онегина" она изобразила полной – за предательство юношеской любви, а красавца Болконского из "Войны и мира" Толстого не любила, поэтому нарисовала его с большими оттопыренными ушами.
– Это вообще Надина особенность – она считала уши самой некрасивой частью тела человека. Поэтому уши она рисовала только в самых крайних случаях: либо для портретного сходства, либо когда ей не нравился персонаж.
Всё само
Когда знакомые Нади Рушевой вспоминают, как именно она рисовала, то все как один говорят о лёгкости, стремительности ей руки. Словно рисунки давались ей без всякого труда, она просто обводила видимые только ей водяные знаки. Вот что по этому поводу говорила сама Надя:
– С рисунками туго – кризис. Да, да. Нет той прежней уверенности, точности, всё выходит измождённым, как из концлагеря. Кошмар какой-то. И не с кем поделиться. Теперь мне 16 лет. Многое изменилось за эти месяцы. Произошёл какой-то перелом. Во многих вещах разочаровалась, а некоторые воспринимаются сейчас с новым, радостным интересом. Даже послушаешь, о чём говорят малыши на улице по дороге в школу, и улыбнёшься! Так любопытно и интересно. Себя виню за слабость. Ленка говорит, что я пессимистка. Слишком многие пустяки принимаю близко к душе, нервничаю, скандалю, уступаю. Надо как-то перестроиться.
Вместо заключения
Из классики Наде очень нравился Второй концерт Рахманинова. Из современной ей музыки – рок-н-ролл, она очень любила Beatles. Она любила мороженое и терпеть не могла точные науки, которые ей тяжело давались. Любила гулять, читать, смотреть кино.
В своих работах она охватила огромный диапазон тем. Это и иллюстрации к сказкам, и зарисовки современности, и рисунки на тему войны. Она действительно была очень разной. Её, как любого ребёнка, интересовало почти всё. Надя была обычным человеком. И очень необычной художницей.