"Бауманка, как ледокол, ломает стены": Сергей Кузнецов готов изменить страну

Главный архитектор Москвы провёл экскурсию по новым корпусам МГТУ имени Баумана, заверив, что этот проект – лишь начало масштабных перемен
"Бауманка, как ледокол, ломает стены": Сергей Кузнецов готов изменить страну
Екатерина Хорошилова
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов на фоне новых зданий общежития МГТУ имени Н. Э. Баумана.

Совсем недавно, 7 сентября, открылся новый кампус МГТУ имени Баумана, но главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов признаётся: лавина информации о нём оказалась так велика, здания кампуса столько раз сфотографировали, разместили в соцсетях и упомянули, что ему кажется, будто они существуют уже давно. 

Поток желающих посмотреть на сияющие зеркальными поверхностями сооружения не иссякает – особенно если о них рассказывает главный архитектор Москвы. В этот осенний день мы приближаемся вместе с ним к центральному учебному кластеру, поверхности которого, кажется, готовы отразить весь объём солнечной энергии, отведённой сегодня Москве. Кластер представляет из себя ансамбль из пяти зданий общей площадью 50 тыс. кв. м, в которых расположились несколько факультетов университета, испытательный центр, IT-кластер и "Иннохаб". Каждый, кто подходит к зданиям со стороны проезжей и пешеходной части, сразу хватается за камеру мобильного телефона, не в силах оставить свою галерею без идеально острого угла одного из корпусов, разрезающего голубое небо. 

Одно из зданий Центрального учебного кластера МГТУ имени Н. Э. Баумана.
Рустам Шагиморданов
Одно из зданий Центрального учебного кластера МГТУ имени Н. Э. Баумана.

Проект был реализован в очень короткие сроки: в 2020 году было получено задание и начаты работы, а уже через четыре года мы стоим у стен новых зданий.

– Все решения были найдены очень быстро: язык гранёных, энергичных, очень эмоциональных форм, кровля, центральная площадь, на которую вплывают многосоставный айсберг или корабль – все эти образы родились довольно быстро, чуть ли не с первых эскизов и первого макета, – рассказывает Кузнецов. 

Всего по проекту построили 11 и отреставрировали 3 здания Бауманки общей площадью около 170 тыс. кв. м в исторической части Басманного района и на набережной Яузы. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов стал руководителем авторского коллектива. 

Старое и новое в МГТУ имени Н. Э. Баумана "сшито" в единое архитектурное полотно.
Екатерина Хорошилова
Старое и новое в МГТУ имени Н. Э. Баумана "сшито" в единое архитектурное полотно.

Дерево тянется к мембране  

– Мы хотели придумать какой-то связующий архитектурный язык, который собрал бы разбросанные здания Бауманского университета в единый организм так, чтобы, попав сюда, вы чувствовали, что находитесь в зоне влияния Бауманки, – рассказывает Кузнецов. – Мы хотели сделать не просто кампус, а городские кварталы, которые обогатили бы городскую архитектурную ткань, создали своеобразный городской микроцентр. В результате здесь появились новые переулки, площадь – всё это раньше было закрыто заборами и "вычтено" из городской ткани. Наша идея была в том, чтобы люди чувствовали, что эта территория принадлежит всему городу. 

В комплексе центрального учебного кластера особенно впечатляет парящая кровля купола – мембранная конструкция, соединяющая пять зданий. Сергей Кузнецов рассказывает, что из-за неё кластер часто сравнивают с берлинским Сони-центром, автором которого стал известный архитектор Хельмут Ян. С Яном Кузнецов был знаком лично и не отрицает его влияния: "Каждый архитектор – это сумма впечатлений его жизни". Но подчёркивает принципиальную разницу проектов: в Сони-центре кровля накрывает всю площадь и она становится интерьерной, а в Бауманке сделали нечто подобное стадиону. Пять зданий соединены мембраной, которая накрывает проницаемую со всех сторон площадь, защищает от непогоды, но и даёт воздух, солнце и влагу растущему в центре дубу – Дереву знаний, как окрестили его авторы проекта.  

Кровля купола Центрального учебного кластера МГТУ имени Н. Э. Баумана и растущий под ней дуб.
Екатерина Хорошилова
Кровля купола Центрального учебного кластера МГТУ имени Н. Э. Баумана и растущий под ней дуб.

– Это наше изобретение, такого нет нигде: у нас получилась площадь, которая открыта сверху и с боков и при этом у неё есть часть с поднятой кровлей, – поясняет Кузнецов. – За эту идею мы очень боролись, проблема столкновения мнений между архитектором, заказчиком и строителями всегда присутствует. То, что нам удалось её воплотить, – большая заслуга Сергея Семёновича Собянина, огромного фаната архитектуры. Всё, что мы видим, – это однозначно проявление его воли, энергии и любви к городу. 

Кровлю из мембраны московские инженеры создавали вместе с немецкими архитекторами, которые уже принимали участие в строительстве нескольких московских мостов. Она значительно легче аналогичных стадионных кровель: если из их металла, по словам Кузнецова, можно сделать корабль, то в кровле нового кластера Бауманки металла почти нет.

– У неё два контура, а всё остальное – растяжки очень маленького сечения, весь траверс собран из очень тонких элементов, – показывает Кузнецов. – Мембрана – это очень лёгкая изящная конструкция, воплощение современной инженерной мысли. 

Кровля купола Центрального учебного кластера МГТУ имени Н. Э. Баумана.
Рустам Шагиморданов
Кровля купола Центрального учебного кластера МГТУ имени Н. Э. Баумана.

Москва – столица мира

Пространство вокруг центрального кластера стало сквером, в котором среди деревьев сияют такими же зеркальными панелями Центр биомедицинских систем и технологий, "Квантум-парк" и Многофункциональный научно-образовательный технологический корпус. Не потерян и исторический контекст: так, отреставрированы бывшие Фанагорийские казармы, которые стали частью кампуса университета. 

– Здесь провели сложнейшую работу по реставрации: в здании временно создавали реставрационные мастерские, где делали огромное количество деталей для проекта, – рассказывает Сергей Кузнецов. 

За счёт зеркальных поверхностей пространство расширяется и кажется прозрачным: исторические здания словно вплывают и растворяются в проницаемых стенах новых корпусов. 

Главный архитектор Москвы хорошо знаком с архитектурой современных кампусов: он посещал как исторические университетские комплексы в Европе, так и самые современные, построенные для технологических корпораций вроде "Гугла" или "Майкрософта". 

– Среди современных мировых кампусов Бауманский сегодня, я думаю, самый крутой, – не скрывает удовольствия от проделанной работы Сергей Кузнецов. – Я считаю, Москва – столица мира и обязана иметь такие впечатляющие объекты.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов на фоне Центрального учебного кластера МГТУ имени Н. Э. Баумана.
Екатерина Хорошилова
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов на фоне Центрального учебного кластера МГТУ имени Н. Э. Баумана.
ЦИТАТА
Моя мечта – чтобы страна выглядела как этот кампус. Мощь нашей страны и наши возможности это позволяют сделать. Для меня это проект-манифест, декларация того, как можно и нужно делать. Талантов и ресурсов у нас достаточно, чтобы всю страну таким образом превратить в другой мир. И я уверен, что нам удастся максимально далеко пойти в этом направлении и мы увидим ещё много прорывных проектов. Когда мы начинали делать парк "Зарядье", только и слышали: да вы что, это у нас невозможно сделать, необъяснимо почему – но невозможно. Не нужны модельные примеры, нужно то, что "пробивает". Не зря здания Бауманского университета немного напоминают ледокол: это то, что ломает стены. Страна может быть совершенно иной: никаких границ нет, все они в нашей голове. Нужно просто брать и делать невероятные, яркие и интересные вещи. Ещё до этого проекта я делал в Николо-Ленивце "Русское идеальное" – это тоже был мой маленький манифест. Вот русское идеальное, оно мультиплицировалось, стало больше, мощнее, и я верю, что из этого семечка вырастет ещё много хорошего по всей стране.
— Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы

Общежитие без потусторонних сил

И если новый кампус Бауманки восхищал ещё на этапе отрисовки, то проект студенческих общежитий университета вызвал настоящие народные волнения. Когда зеркальные поверхности зданий начали постепенно вырастать из строительных лесов на берегу реки, к главному архитектору пришли депутаты, которым жители окрестных домов пожаловались на возведение бизнес-центров на территории университета. Когда Сергей Кузнецов поспешил заверить их, что это не коммерческие объекты, а жильё для студентов, то депутаты не поверили: все прекрасно знают, как выглядят общежития!

– Идея была в том, чтобы построить общежитие, которое не выглядит как общежитие, – рассказывает Кузнецов. – В студенческие годы у меня были друзья, которые в нём жили, и обычно связанные с общежитием истории напоминают рассказы о потустороннем мире, населённом демонами, мусором и животными. Так что мы хотели сделать что-то совсем другое – классное, модное, яркое и комфортное. 

Вид на новые здания общежития МГТУ имени Н. Э. Баумана с нового пешеходного моста, который сократил путь к другим корпусам университета.
Екатерина Хорошилова
Вид на новые здания общежития МГТУ имени Н. Э. Баумана с нового пешеходного моста, который сократил путь к другим корпусам университета.

Любопытно, что такие впечатляющие объекты получились из непростых условий, в которые была поставлена группа архитекторов и лично Сергей Кузнецов как автор данного проекта. Здания возводились на длинном узком участке вдоль реки, разрезанном на две части подземным канализационным коллектором, который нельзя было переместить. 

– Когда мы нарисовали участки, то получились угловатые и кривоватые кусочки, один длинный, а второй короткий, – рассказывает Кузнецов. – И логично, что на коротком мы "пошли" вверх, а на длинном – вдаль. Практически ничего не придумывая, срезали грани зданий, чтобы поддержать форму, которая получилась от участков сама собой. 

В итоге на берегу Яузы выросли два гранёных "кристалла": эффекта моноформы удалось достичь за счёт увеличения размера стекла на фасадах. Для остекления использовали мультифункциональное стекло с высоким уровнем светопропускания, что важно для учёбы, и с высокой зеркальностью снаружи. Интересно, что с улицы мы видим стёкла размером с этаж, но изнутри всё практично, есть и подоконники, и створки проветривания.

Корпуса общежития Бауманки напоминают и кристалл, и ледокол.
Наталья Бабахина
Корпуса общежития Бауманки напоминают и кристалл, и ледокол.

"Кристаллы" стали частью единого ансамбля Бауманского университета из старого и нового. Архитекторы "сшили" в единое полотно, по словам Кузнецова, разрозненные и разного периода постройки: корпус 1980-х годов с другой стороны реки, Фанагорийские казармы XIX века, новые корпуса. Сейчас московские архитекторы думают над серией арт-объектов, которые ещё больше подчеркнут это единство, создадут ощущение Бауманки как самостоятельного явления, которое в то же время не отгорожено от жителей города. 

– С самого начала проекта это было моей суперпринципиальной позицией – никаких оград и заборов, и это была одна из сложнейших проблем, – рассказывает Сергей Кузнецов. – Например, в "Зарядье" это не получилось по требованиям мер безопасности. Я надеюсь, что Бауманка настолько "прокачается", что все оставшиеся заборы тоже уберёт. 

Виды Центрального учебного кластера МГТУ имени Н. Э. Баумана.
Рустам Шагиморданов
Виды Центрального учебного кластера МГТУ имени Н. Э. Баумана.
Рустам Шагиморданов
Виды Центрального учебного кластера МГТУ имени Н. Э. Баумана.
Рустам Шагиморданов
Виды Центрального учебного кластера МГТУ имени Н. Э. Баумана.
Рустам Шагиморданов
Виды Центрального учебного кластера МГТУ имени Н. Э. Баумана.
Рустам Шагиморданов
Виды Центрального учебного кластера МГТУ имени Н. Э. Баумана.
Рустам Шагиморданов
Виды Центрального учебного кластера МГТУ имени Н. Э. Баумана.
Рустам Шагиморданов
Виды общежития МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Рустам Шагиморданов
Виды общежития МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Рустам Шагиморданов
Виды общежития МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Рустам Шагиморданов
Виды Центрального учебного кластера МГТУ имени Н. Э. Баумана.1/10