Над проектом группа из трёх авторов трудилась несколько лет. Конечно, мы говорим о будущем, поэтому творческий процесс не обошёлся без новомодного ИИ, но в основе каждой работы – настаиваем – фотография. Например, интерьер "сокровищницы человеческого знания" можно узнать – он снят в Доме Пашкова.
– Конечно, можно назвать это современным цифровым искусством, но нам всё-таки больше нравится современная художественная фотография, – объясняет Metro один из участников творческой группы Алексей Логинов. – В каждой работе фотографическая основа: мы снимали интерьер, а затем наполняли его сгенерированными с помощью нейросети объектами.
Создавались эти объекты кропотливо и вдумчиво. Для того чтобы получить всего один, генерировалось, по словам художника, от 100 до 200 изображений. А в уже набивший оскомину вопрос о том, кто же в искусстве главный, здесь можно даже не углубляться.
– ИИ сам не создаёт идеи, это только инструмент, и он даёт результат. А уже мы, как художники, говорим: это хорошо, а это нам не подойдёт, – говорит Алексей Викторович.
И среди множества кропотливо сгенерированных пёстрых форм одна постоянно повторяется – в ней узнаётся башня Татлина (проект памятника, посвящённого III Интернационалу. – Прим. ред.). Да, она тут неслучайно.
– Это наш главный объект, правда, мы его усовершенствовали с учётом нашего времени: поместили на башню земной шар, вокруг которого вращается космический мусор, – рассказывает художник. – Самим Татлиным эта башня задумывалась как символ единения трудящихся. А у нас это символ единения людей.
Но ни в одной работе, каждая из которых несёт идею объединения людей, собственно, вы не найдёте ничего человекоподобного, ни намёка на органику.
– Об этом и речь! Чтобы в будущем человек сохранился – нужно объединяться, – говорит Алексей Логинов. – И здесь мы задаём ещё и вопрос о том, в какой форме может существовать человек в будущем. Ведь все эти современные биопротезы существенно меняют облик, правда? Поэтому мы задаём зрителю вопрос, каким будет человек будущего, если он будет вообще.
Но мы будем оптимистами, и тогда стоит спросить: в каком же виде самим художникам хочется видеть наших потомков?
– Умными, – улыбается Алексей Викторович. – Самое главное – разум. А уже физические возможности нам обеспечат те технологии, которые будут существовать в тот период времени.
История башни
В 1919 году художнику-авангардисту Владимиру Татлину поручили разработать проект памятника Третьему интернационалу.
Железный монумент предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти. Им предлагалось разместиться в 7-этажных вращающихся зданиях.
Башня представляла собой совокупность двух наклонных металлических спиралей, состоящих из расположенных одно над другим зданий различной геометрической формы, но при этом гармонично связанных между собой. Посредством механизмов здания вращались вокруг своей оси.
Форма зданий, в порядке "восхождения" – куб, пирамида, цилиндр, полусфера.
Башня задумывалась как символ воссоединения человечества, разделённого при постройке Вавилонской башни.
В конце 1920-х советская власть охладела к авангардизму, поэтому проект памятника остался "на бумаге".