Центральный банк РФ признал интернет-проект "Слово пацана | Slovopacana" финансовой пирамидой, добавив в чёрный список наименование, знак обслуживания, коммерческое обозначение и иные средства индивидуализации лица. Об этом сообщается на сайте регулятора.
На странице проекта в Сети, где используются цитаты и кадры из одноимённого сериала, предлагается сделать взнос от 10 долларов в криптовалюте, взамен инвестор получает токены, называемые Boiler (BLR). По словам организаторов, они якобы постоянно растут в цене – от 1 до 25% в день. При этом указывается, что темпы роста токена зависят от количества транзакций всех участников проекта.
Также организаторами была создана иерархия на манер российского сериала "Слово пацана", от места в которой зависит объём выручки. Так, из "чушпана" через "супера" можно стать "авторитетом".
Как рассказал Metro Марат Сафиулин, управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров, проект действительно обладает признаками финансовой пирамиды.
Во-первых, криптопроект не обладает лицензией Банка России на привлечение инвестиций, указал специалист. Вдобавок организаторы гарантируют участникам сверхвысокую доходность – рост стоимости токена на 1–25% в день. Однако давать подобные гарантии на фондовом рынке запрещено законом. Третьим признаком финансовой пирамиды служит то, что компания обладает непрозрачной структурой – невозможно установить юридическое лицо, ответственное за проект.
– Зарегистрироваться можно только в одном случае – если у вас будет ссылка от другого участника. Такая закрытая история. А отсутствие транспарентности – это признак пирамиды. Причём в криптопроекте отсутствует транспарентность как в инвестиционной деятельности, так и в структуре самой компании, – подчеркнул Сафиулин.
При этом стратегия "пригласи друга, а лучше два, чтобы улучшить свою доходность" является сетевым маркетингом, который запрещён на фондовых рынках некоторых стран – например, в Южной Корее, КНР и США, добавил специалист.
По словам Сафиулина, название проекта "Слово пацана", перекликающееся с одноимённым сериалом, популярным у молодёжи, специально используется для продвижения продукта среди молодого поколения, ведь именно оно больше всего интересуется сферой криптобизнеса.