Центробанк на днях провёл общественные консультации с чиновниками, журналистами и бизнесом по вопросам денежно-кредитной политики. Основной темой мероприятия стала инфляция. Отмечалось, что по результатам 2022 года рост цен составил почти 12%, в текущем году Банк России хочет его "утихомирить" в коридоре от 4,5 до 6,5%, а в 2024 году снова вернуть к 4%.
– В любых условиях ЦБ обязуется вернуть инфляцию к 4%, задача сделать любые отклонения от этого показателя временными, – заявил зампредседателя Центробанка Алексей Заботкин.
Другие эксперты считают, что в будущем можно и нужно достичь более прогрессивных показателей. Например, управляющий Федеральным общественно-государственным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин сказал, что монетарным властям надо добиваться уровня инфляции в 3%. Кстати, документ ЦБ, который обсуждался на слушаниях, это допускает.
В России инфляция замедлилась до 2,3% в годовом выражении, что является минимальным показателем на начало мая среди стран Европы. Премьер-министр Михаил Мишустин
На прямой вопрос репортёра Metro о вероятности снижения инфляции ниже уровня в 4% Алексей Заботкин ответил, что "те цифры, которые звучали, это подтверждение того, что существует пространство для дискуссии о более низкой цифре инфляции в среднем и долгосрочном горизонте".
Независимый экономист, финансовый аналитик Александр Разуваев не разделяет оптимизма представителей Центробанка.
– Для того чтобы была низкая инфляция, должна быть сильная национальная валюта при курсе в 55 рублей за доллар. А это зависит от внешней торговли, а не от Центробанка, – сказал он. – Для этого должен быть рост экспорта за счёт снижения скидки на российскую нефть Urals и общего повышения цен на энергоносители.
Коллега Разуваева Сергей Хестанов отметил, что до тех пор, пока не стабилизируется внешняя торговля России, делать далеко идущие выводы об инфляции преждевременно.
– Есть большая вероятность, что инфляция придёт к 4%, а при благоприятных раскладах и к 3%, но есть тысяча причин, связанных с геополитикой, которые могут заставить пересматривать ныне прогнозируемые цифры. Я опасаюсь, что в результате действий наших партнёров может произойти снижение платёжного баланса и счета текущих операций (эти показатели характеризуют внешнюю торговлю. – Прим. ред.). В итоге рубль ослабнет, и инфляция разгонится.
Читайте также: Стоит ли менять доллары, евро, юани на рубли или покупать их