Если наблюдать за выборами в США, складывается впечатление, что вы смотрите телешоу — причём не самого высокого качества. Один участник гонки запоминается своими одиозными высказываниями и участием в крупных скандалах, другой же пытается пожать руку пустоте и вечно путает имена. И всё это транслируется по главным телеканалам.
Последний яркий пример — высказывание президента США Джо Байдена в адрес сторонников кандидата Дональда Трампа: он назвал их мусором. В ответ Трамп приехал на митинг на мусоровозе. "Этот мусоровоз в честь Камалы и Джо Байдена", — сказал он журналистам.
Но как давно выборы в США стали такими? Или же так было всегда? Разобраться в этом вопросе Metro помог политолог Михаил Лукьянов.
— Шоуподобность политики в Америке — это их отличительная черта, существовавшая всегда. Менялся лишь градус безумия. Вспомните книгу Алексиса де Токвиля "Демократия в Америке", написанную почти 200 лет назад, — уже тогда отмечалась эта удивительная для европейца черта американской политики.
Но сегодня театральность выборов действительно достигла своего абсолюта, подчеркнул Лукьянов. И на то есть несколько причин:
— Первое — это идейный кризис, который, однако, наблюдается не только в США, но и во всём мире. Этот вакуум заполняется всякими яркими проявлениями, и это касается абсолютно всех стран с поправкой на культурные традиции. В Америке он проявляется вот так.
Тут важно заметить, что политики в США вовсе не стали глупее, подчеркнул Лукьянов, — изменился электорат. Сегодня избиратели, например, не воспринимают длинных текстов. Информацию им нужно доносить в упрощённой форме.
— И это наблюдается, опять же, везде. Поэтому изменяются и способы изложения взглядов. И вместе с этим политика парадоксальным образом стала более демократичной — менее элитной и кастовой.
А вот хамские заявления — это уж точно не новость. В случае с Байденом, который назвал сторонников Трампа "мусором", это скорее оплошность. Но были и те, кто говорил нечто подобное абсолютно осознанно.
— 8 лет назад Хиллари Клинтон назвала электорат Трампа сборищем убожеств. Это было сделано абсолютно сознательно, но на закрытом, как она считала, мероприятии. Однако её слова утекли в Сеть. Сегодня принципиально ничего не изменилось. Поменялись лишь технологии и способы донести политику до масс. Теперь за словами нужно следить внимательнее.
Поэтому полагать, что такой облик американские выборы приобрели только с приходом Дональда Трампа, неверно. Хотя свою излишнюю карикатурность они обрели именно с ним.
— Феномен президента-селебрити — то есть не просто популярного политика, но ещё и поп-звезды — появился гораздо раньше. Наверное, первым был Джон Кеннеди. Параллельно с ним в США произошёл расцвет поп-культуры. Другим примером был Билл Клинтон — его тоже активно публично раскручивали.
Однако в американском обществе уже зреет запрос на более адекватных политиков. Об этом говорят высочайшие антирейтинги кандидатов.