Очередной рассказ Metro о знаменитых домах в Москве.
Двигаясь по Ленинградскому проспекту в центр, сразу после Третьего транспортного кольца вы заметите знак о необходимости снизить скорость до 60 км/ч. Воспользуйтесь моментом и поверните голову направо. Там аккурат за скульптурами лошадей находится дом необычайной красоты. Шестиэтажное здание П-образной формы в стиле ар-деко появилось в 1940 году на месте хозяйственных построек ипподрома, став одним из первых в столице, возведённых крупноблочным способом.
Его изюминка – декоративные решётки, закрывающие собой кухонные лоджии на главном фасаде. За их "растительный" рельеф, выполненный по рисункам народного художника СССР Владимира Фаворского, дом и окрестили "ажурным", "кружевным". Другое его название – "Дом-аккордеон", ведь окна и лоджии эффектно чередуются, по форме напоминая музыкальный инструмент.
Этот проект вполне мог стать типовым, в советских городах возвели бы сотни подобных зданий. Помешала война. После неё необходимо было стахановскими темпами восстанавливать старое жильё и строить новое. "Ажурный дом" с ковром узорных панелей так и остался единственным в своём роде.
Архитектор Андрей Буров задумывал своё творение на Ленинградке как дом-коммуну. На первом этаже располагались просторные общественные помещения, в том числе столовая, прачечная и гастроном с отделом живой рыбы.
Планировка внутри подъездов напоминает гостиничную: тут длинные коридоры, широкие лестничные площадки. При этом сами квартиры небольшие, холлы и кухни и вовсе крохотные, санузлы совмещённые. По идее Бурова, подсмотренной им во время командировки в США, жители должны были, как в апартаментах, покупать готовую еду на первом этаже и просто разогревать у себя.
Отдельно стоит сказать о лоджиях. Тот самый декор, с одной стороны, скрывает от глаз прохожих хранящийся там хлам, с другой – не позволяет кухне хорошо освещаться.
– Свет приходится включать даже днём, – сокрушается Александр Игоревич, живущий здесь с 80-х годов. – Окна открыть можно, отодвинуть бетонную завитушку – точно нет. А ещё у нас со времён царя Гороха не было капремонта. Кругом трещины, ржавчина, протечки... Дом гораздо лучше снаружи, чем внутри.
В 40-е годы здесь жили Константин Симонов и его красавица супруга – актриса Валентина Серова. По легенде, своё самое знаменитое стихотворение "Жди меня", посвящённое жене, поэт написал летом 1941 года именно в квартире "Ажурного дома". Но многие искусствоведы полагают, что Симонов всё-таки сочинил его на фронте.
Кстати, во время войны в подвалах дома обустроили бомбоубежище. В послевоенные годы часть квартир переоборудовали под коммуналки, постепенно все знаменитости съехали. Сегодня, по свидетельству старожилов дома, тут по-прежнему квартируют люди, связанные с искусством (на 3-м этаже возле лестницы даже стоит пианино). Но от духа той эпохи не осталось и следа.