Минобороны РФ выступило с заявлением, что в зону, контролируемую российской миротворческой миссией в Нагорном Карабахе, вторглись вооружённые силы Азербайджана. Москва призвала Баку отвести войска из региона.
За два дня до этого со стороны Армении поступила информация, что азербайджанские военные вторглись в карабахское село Парух, установили там наблюдательные пункты и нанесли четыре удара с беспилотника по подразделениям ВС НКР. Кроме того, в районе села произошла перестрелка, в которой погибли, как утверждают в Ереване, трое карабахских и пятеро азербайджанских военных. Сейчас в непризнанной республике введено военное положение.
В свою очередь в Баку категорически отрицают факт нарушения границы и уверяют, что Азербайджан продолжает строго соблюдать соглашение о прекращении огня, которое было подписано сторонами при поддержке России в ноябре 2020 года.
— Азербайджан привержен трехстороннему заявлению от 10 ноября 2020 года и не нарушал его положений, — говорится в сообщении Баку. — С сожалением отмечаем, что до сих пор не выполнен полный вывод остатков армянской армии и незаконных армянских вооруженных формирований с территории Азербайджана в соответствии с пунктом 4 данного заявления. Нарушает положения заявления Армения, а не Азербайджан.
Сегодняшнее обострение — явление почти экстраординарное, поскольку Владимир Путин и Ильхам Алиев подписали декларацию о союзническом взаимодействии (считай — договор о дружбе и добрососедстве), а спустя месяц Баку уже начинает эскалацию конфликта в регионе.
По словам эксперта Ассоциации военных политологов и доцента кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Олега Глазунова, война в Карабахе затрагивает национальные интересы Армении и Азербайджана, но этот вопрос территориальных притязаний уже не имеет практического значения — это уже дело принципа для обеих сторон.
— Война между Арменией и Азербайджаном не прекращалась ни на секунду, даже при "хрупком мире" были мелкие стычки. И она не закончится в ближайшие 50–60 лет. На Востоке перемирий почти не бывает, там есть либо побеждённые, либо победители. Армения не готова признать, что практически потеряла весь Карабах, а Азербайджану нужно безоговорочное признание своей победы. Договор, который был заключён два года назад, — это лишь передышка перед новым этапом войны. И никто из мировых лидеров — ни Путин, ни Байден – этот процесс остановить не могут.
У карабахского конфликта, конечно, есть шанс на мирное разрешение, но это возможно через несколько десятков лет, когда в обеих странах вырастет поколение, для которого эта война не будет чем-то личным, которому просто надоест играть в эту политическую игру.
Существуют опасения, что Азербайджан вновь действует под патронажем Турции и что нынешнее обострение в Карабахе станет только отправной точкой для более масштабных событий в регионе, в том числе — с участием России.
Но, по словам эксперта, вероятность прямого военного вмешательства Москвы в конфликт между Баку и Ереваном крайне низкая — Россия не потянет "второй фронт" даже чисто экономически. При этом другие державы могут если не впрямую участвовать, то косвенно поддерживать ту или иную сторону.
— Турецкие военные инструкторы обучали и вооружали азербайджанских солдат, превратив их в одну из сильнейших армий в регионе. Турция претендует на место лидера исламского мира. Через год будет столетие Турецкой республики, созданной Ататюрком, и Анкаре нужна к этому событию новая победа. А Армения может рассчитывать на поддержку не столько России, сколько Ирана — в последнее время связи Еревана и Тегерана усилились, в том числе и в военной сфере.