Австралийцы рассказали, как мозг композитора пишет музыку после его смерти

Посетители Художественной галереи Западной Австралии могут увидеть, как искусственный мини-мозг создаёт музыку. Metro узнало, как работает одна из самых необычных инсталляций в сфере биологического искусства
Австралийцы рассказали, как мозг композитора пишет музыку после его смерти
Скриншот видео Art Gallery Western Australia.
Так выглядит латунная пластинка, которая воспринимает импульс от органоида.

В одном из залов Художественной галереи Западной Австралии приятные, но странные звуки: то гул, то трели, то будто бы настраивается оркестр. Издаёт эти звуки искусственный мини-мозг американского композитора Элвина Лусье – легенды экспериментальной музыки.

В галерее Metro рассказали, что за звуки отвечает так называемый "церебральный органоид". Церебральный – это тот, что относится к головному мозгу, а что такое органоид?

– Органоид – это миниатюрная, упрощённая версия настоящего органа, которая выращивается в лаборатории, – пояснили в галерее. – Органоиды создают из стволовых клеток. Они не могут заменить реальные органы, но могут имитировать их функции.

Конкретно этот мини-мозг был создан из стволовых клеток Элвина Лусье. Работа над органоидом велась 4 года: в 2021 году маэстро экспериментального звука ушёл из жизни и перед смертью завещал свою кровь науке. Оттуда и удалось "вытянуть" стволовые клетки.

– Перед самой смертью он договорился, что будет играть вечно и дал согласие на этот эксперимент, – рассказал изданию The Guardian Гай Бен-Ари, соавтор проекта.

Проект по воссозданию мини-разума назвали Revivification – "Возвращение к жизни". К работе подключились художники и нейробиологи, которые захотели исследовать границы биологического искусства – то есть такого, которое использует ДНК, ткани и живые организмы в качестве инструментов.

В комнате по стенам развешаны большие латунные пластинки, похожие на спутниковые антенны. За каждой тарелкой спрятаны маленькие молоточки и "динамики", которые реагируют на сигналы от того самого мини-мозга. Напомним, что мыслить он не может, а вот имитировать нейронные импульсы умеет вполне.

Молоточек за латунной тарелкой, которым движет мини-мозг.
Скриншот видео Art Gallery Western Australia.
Молоточек за латунной тарелкой, которым движет мини-мозг.

Органоид размещён на специальной подложке, которая улавливает его нейронные сигналы. Компьютер переводит эти сигналы в звуки, похожие на музыку. Так и получается, что искусственный мозг "играет" музыку в реальном времени, словно настоящий музыкант, реагируя на происходящее – в том числе, кстати, и на посетителей.

– Люди, которые приходят, вызывают у органоида реакцию, причём на разных посетителей он реагирует по-разному, что сказывается на звуковом оформлении, – рассказали в австралийской галерее. Там же добавили, что благодаря этому мозг, как и полюбившиеся уже всем нейросети, самообучается. То есть он буквально узнаёт и запоминает новых людей, хотя "не прикреплён" ни к чьей голове.

Каждая латунная пластинка звучит по-разному, из-за чего звуки переплетаются в подобие симфонии.
Скриншот видео Art Gallery Western Australia.
Каждая латунная пластинка звучит по-разному, из-за чего звуки переплетаются в подобие симфонии.

Чем известен композитор Элвин Лусье?

Элвин Лусье.
Скриншот видео Art Gallery Western Australia.
Элвин Лусье.

Элвин Лусье (1931–2021) – американский композитор, пионер экспериментальной музыки, минимализма и саунд-арта. Всю жизнь он исследовал акустические явления, восприятие звука и взаимодействие между звуком и пространством.

Лусье был увлечён физическими свойствами звука и тем, как звук распространяется и взаимодействует с окружающей средой, исследовал, как форма и размеры помещения влияют на звук. Одна из самых известных работ Лусье – I am sitting in a room ("Я сижу в комнате"). Во время эксперимента Лусье зачитывал текст в микрофон, а затем записывал этот звук и воспроизводил его в той же комнате. Этот процесс повторялся многократно, и со временем оригинальный текст становился всё менее разборчивым, а комната начинала резонировать на определённых частотах, создавая уникальный звуковой спектр.

В последние годы жизни Лусье работал с нейробиологами и инженерами, чтобы создавать музыку на основе сигналов мозга и нейронной активности. Именно эта его страсть и побудила его оставить свою кровь для создания современной музыкальной инсталляции в Австралии.