Недавно компания представила фрикадельку с ДНК шерстистого мамонта. Metro поговорил с Джеймсом Райаллом, главным научным сотрудником компании, чтобы узнать больше.
Как сообщает Sky News, австралийская компания произвела фрикадельку из воссозданного мяса шерстистого мамонта. Её целью было убедить несколько миллиардов мясоедов перестать потреблять животный белок и переориентироваться на выращенное мясо.
– Почему вы решили обратить внимание на мамонта?
– Два года назад Бас Корстен (глобальный креативный директор Wunderman Thompson) связался с нами для совместной работы над проектом, направленным на привлечение внимания к устойчивому развитию и будущему продуктов питания. Идея заключалась в том, чтобы создать максимально резонансный культивированный мясной продукт (культивированное мясо получено путём культивирования клеток животных. Производится с использованием тех же методов тканевой инженерии, которые традиционно используются в регенеративной медицине. – Прим. ред.), чтобы он привлёк внимание всего мира. Изначально мы решили использовать для этих целей птицу додо, но в то время, когда мы начали работать над проектом, генетической информации по этому животному просто не хватало. И тогда мы обратили внимание на шерстистого мамонта. Нам показалось отличной идеей использовать вид, который стал символом утраты разнообразия и изменения климата. Ведь, скорее всего, шерстистые мамонты вымерли, так как на них охотились люди, а также из-за потепления после последнего ледникового периода.
Хотя мы не ели эту фрикадельку, но чувствовали её запах, когда она готовилась. У неё был сильный аромат мяса, который был очень приятным.
Джеймс Райалл, научный руководитель проекта
– Чего вы хотели добиться?
– Первый бургер из культивированного мяса был произведён почти 10 лет назад, но до сих пор мало кто понимает, что означает этот термин. Мы создали гигантскую фрикадельку, чтобы спровоцировать больше разговоров об изменении климата, о том, откуда берётся наша еда сегодня и куда сможет прийти индустрия питания в будущем. Мы также хотели, чтобы наш продукт показал возможности культивированного мяса как технологии. Почти всё мясо, которое мы едим сегодня, относится к четырём видам (говядина, курица, свинина и козлятина). И происходит это не потому, что они самые вкусные или самые питательные, а просто потому, что именно эти виды максимально адаптированы к традиционным методам ведения сельского хозяйства. Но существует тысяча других видов, которые могут быть бесконечно лучше с точки зрения вкуса и питательных свойств.
Расскажите о процессе создания фрикадельки?
– Нам помогала команда профессора Эрнста Вольветанга из Австралийского института биоинженерии при Университете Квинсленда. Мы взяли последовательность ДНК миоглобина мамонта, ключевого мышечного белка, придающего мясу вкус, и заполнили несколько пробелов, используя ДНК слона. Эта последовательность была помещена в стволовые клетки миобластов овцы, которые реплицировались и выросли до 20 миллиардов клеток, впоследствии использованных для выращивания мяса мамонта.
Какова фрикаделька на вкус?
– Фрикаделька из мамонта – уникальный продукт. Перед тестированием любого нового мясного продукта, выращенного в нашей компании, мы проводим обширные испытания на безопасность. В данном случае мы изначально планировали отдать гигантскую фрикадельку музею, поэтому не проводили никаких наших обширных испытаний на безопасность. После приготовления мы произвели обезвоживание фрикадельки и покрыли её смолой, чтобы она могла храниться без проблем. Мы передали фрикадельку в дар Государственному музею Бурхаве (Museum Boerhaave) в Нидерландах, где её сможет увидеть любой желающий.
Кстати. Шерстистый мамонт – вымерший вид рода мамонты семейства слоновых. Согласно последним генетическим исследованиям, этот вид мамонтов появился около 450 тысяч лет назад в Сибири, откуда распространился в Северную Америку.
Обладает ли фрикаделька какими-то особыми свойствами?
– Помимо того что это фрикаделька, выращенная из 20 млрд клеток, содержащих белок, исчезнувший более 5000 лет назад, самым примечательным свойством был аромат. Хотя мы не рискнули попробовать то, что вышло, но почувствовали запах мамонтовой фрикадельки, когда она готовилась. У неё был сильный аромат мяса, который был очень приятным.
Какие у вас планы на будущее?
– Мы планируем вывести на рынок наш первый мясной продукт, выращенный в Сингапуре. Это будет мясо культивированных японских перепелов.