Ради съёмок "Общества снега" – фильма, представленного на "Оскар" от Испании, – режиссёр Хуан Антонио Байона отправился в Анды. О трагедии, случившейся здесь 50 лет назад, в Голливуде уже снимали картину. Драма "Выжить" вышла в 1992 году, но у Байоны, судя по всему, получилось более эмоциональное и глубокое исследование этой истории, потрясшей когда-то весь мир.
13 октября 1972 года уругвайская команда по регби "Старые христиане" (команда одного из престижных колледжей), родители ребят и спонсоры летели в Чили, чтобы провести там товарищеский матч. Выкупленный ими небольшой самолёт зацепился крылом за безымянную скалу в Андах и рухнул на высоте 4000 метров. Из 45 пассажиров выжили 16. В заснеженном горном плену, при температуре 30 градусов ниже нуля, без крова и пищи выжившие провели 72 дня. В ожидании помощи им пришлось стать людоедами и питаться теми, кто погиб при крушении.
В основу фильма легла одноимённая книга уругвайского журналиста Пабло Вьерчи, собравшего рассказы выживших пассажиров рейса FAU 571, со многими из которых он был знаком с детства. Кстати, предыдущий фильм "Выжить" был снят по другому литературному источнику – по книге журналиста Пирса Пола Рида, написанной по горячим следам, через год после трагедии.
Воля к выживанию любой ценой и нечеловеческие испытания стали основой "Общества снега". Герои, как и их прототипы, были вынуждены пройти через сложнейшее решение питаться своими погибшими товарищами, а ещё пережить снежную лавину, которая унесла жизни ещё восьми горных пленников.
"Никто не учит нас, как умирать". Хуан Антонио Байона, режиссёр фильма "Общество снега"
"Я снимал эту историю интуитивно, – рассказал Хуан Антонио Байона Metro. – Очень хотелось запечатлеть это так, как я это почувствовал, передать это через камеру. Но реальность часто не передавала всё то, что было сконцентрировано в этой истории. Дело в том, что пережившие трагедию находились к смерти так близко, что это было где-то на грани мистики".
"Общество снега" – пятый полнометражный фильм испанского режиссёра. В 2007 году он снял на родине ужастик "Приют", за который номинировался на "Оскар", а после работал в Америке.
"Я очень благодарен коллегам из академии, – говорит режиссёр. – Прошло семь лет с тех пор, как я снимал в Испании, и шестнадцать с тех пор, как я снимал фильмы на испанском. Для меня было испытанием вернуться к съёмкам дома со своей командой".
Как уточнил режиссёр, книга "Общество снега" попала ему в руки, когда он снимал драму "Невозможное" (2012), основанную на реальных событиях. "Невозможное" рассказывает про британскую семью, ставшую жертвой цунами в Таиланде в 2004 году. Наоми Уоттс за роль в фильме была номинирована на "Оскар".
Выживание любой ценой и сила человеческой воли – тема, которую пытается исследовать режиссёр. По словам 48-летнего кинематографиста, в новой картине ему хотелось показать поворотный момент в жизни героев – как в одно мгновение счастье лёгкой беззаботной молодости может смениться испытаниями и отчаянием.
"Никто не учит нас, как нужно умирать. Никто не готовит нас к такому. И внезапно вы обнаруживаете, что наблюдаете за этим опытом на экране. Этот толчок, шок был для меня самой важной составляющей. При этом мне хотелось избежать ощущения темноты и безнадёги. В этом фильме есть что-то духовное, как будто вы пережили трансцендентный опыт. Прочувствовали на своей шкуре", – говорит режиссёр.
К трагедии своих героев, по словам Хуана Антонио Байоны, он подходил, как если бы это было возвращением к доисторическим временам и тому состоянию:
"Важно было прожить события на психологическом уровне. Здесь нет героев, нет плохого и хорошего. Речь идёт только о степени адаптации к тому, что преподносит жизнь, на что ты готов ради выживания".
"Общество снега" – это ансамблевый фильм, в центре внимания которого находятся 16 выживших, хотя один из них, Нума Туркатти, которого сыграл Энцо Вогринчич, выступает в роли рассказчика.
"У актёров было 140 дней, чтобы пройти через то, что они в итоге показали на экране. И на протяжении всего времени им помогали выжившие и семьи погибших, – рассказывает оскаровский номинант. – Мне было интересно переплести документальность и художественную игру. И однажды наступил момент, когда уже нельзя было понять, играют актёры или всё происходит на самом деле".
Байона скрупулёзно работал с документальными фильмами и пересмотрел сотни часов интервью с выжившими. Он снимал фильм более четырёх месяцев, чтобы убедиться, что группа молодых актёров успела так же сплотиться и сдружиться, как главные герои трагедии в Андах.
"Погибшие в этой истории настолько же важны, как выжившие, ведь без них никто не смог бы спастись, – размышляет режиссёр, который в фильме пытался не спекулировать на теме поедания человеческой плоти. – На самом деле весь этот процесс происходил незаметно и уважительно. Психолог, который выступал у нас консультантом, рассказывал мне, что выжившие, чтобы пройти через то, что им пришлось сделать, блокировали суть происходящего. Они превратили отвратительное в рутину. Эту идею сложно было донести до зрителей, поэтому мы не делали акцент на людоедстве, ведь невозможно, чтобы такие сцены вас не отвлекали. После прочтения книги Пабло Вьерчи вы не остаётесь наедине с каннибализмом, там есть нечто большее".
Испанский режиссёр работал над такими масштабными проектами, как "Мир юрского периода 2", снял несколько серий сериалов "Страшные сказки" и "Властелин колец: Кольца власти".
"Я не хочу оглядываться назад и подвергать сомнению всё, что я сделал. Я не могу сказать, что всё, с голливудскими франшизами я завязал! Но этот этап пройден, – говорит испанец. – Я работал и со Стивеном Спилбергом, снимал сериал по "Властелину колец" во время пандемии в Новой Зеландии, когда все были заблокированы. Я ощутил на себе определённую производственную систему и в этом проекте был рад вырваться из жёсткой схемы. Мне нужна была свобода. Чтобы снимать, пробуя что-то новое и давая время актёрам. Они должны были ступить на настоящий снег, испытать холод и голод. Это было необходимо. Фильмы не работают по алгоритму искусственного интеллекта, который не может воспроизвести душу. Мы потратили много лет, просматривая голливудские фильмы, написанные по шаблону. Но надо менять схемы".
В фильме "Общество снега" много впечатляющих моментов. Начиная с душераздирающей сцены авиакатастрофы, которая со своей реалистичностью становится шоком для зрителей.
Самолёт потерял крылья и хвост при ударе, оставив только кусок фюзеляжа, где укрылись выжившие.
"В фильме "Невозможное" всё было стремительно, события происходили часов за 72, здесь же прошло 72 дня. В этой истории есть время, чтобы поразмышлять, как выжить в месте, совершенно не приспособленном для жизни, – говорит Хуан Антонио Байона. – Главные герои вынуждены изобретать свою жизнь, и, пока они приспосабливаются, есть возможность задать себе вопрос: а что вообще важно?"