Астрономы предложили искать инопланетян по выхлопам их промышленности

Астрофизики намерены сканировать атмосферы экзопланет – миров за пределами Солнечной системы – на предмет химических веществ, которые в природе не встречаются. Это поможет найти внеземные цивилизации
Астрономы предложили искать инопланетян по выхлопам их промышленности
Copyright (c) 2022 Vadim Sadovski/Shutterstock. No use without permission.
"Джеймс Уэбб" – пока самый совершенный инструмент, который может найти выбросы инопланетной промышленности в атмосфере далёких планет.

Инопланетяне реально существуют?

Сегодня земные учёные ищут признаки существования внеземных цивилизаций с помощью всего нескольких заатмосферных космических телескопов. Эту задачу выполняют обсерватории  "Хаббл" и "Джеймс Уэбб", оборудованные спектрометрами. С помощью этих специальных измерительных инструментов можно определить состав атмосфер далёких миров и химических элементов в них. Но пока ищут только биомаркеры – вещества,  производимые живыми организмами в условиях, схожих с земными.

Однако теперь метод поиска будет существенно расширен: группа "небесных" специалистов во главе с известным американским астрофизиком, профессором Массачусетского технологического института и членом Национальной академии наук США Сарой Сиджер предлагают искать следы индустриальной деятельности инопланетян. Накануне на портале авторитетного журнала Nature была опубликована статья под названием "Полностью фторированные неуглеродистые соединения  NF3 (трифторид азота) и SF6 (гексафторид серы) в качестве идеальных технологических газов".

"Газообразные отходы технологических цивилизаций могут накапливаться в атмосфере экзопланеты до поддающихся обнаружению уровней. Мы рассматриваем  в качестве идеальных техносигнатурных (лат. signature – "обозначать, указывать". – Прим. ред.) газов два сложных химических элемента. Земная жизнь избегает производства или использования каких-либо молекул, содержащих связи между азотом и фтором и серой и фтором, и не образует полностью фторированных молекул ни с одним элементом. Эти элементы могут быть универсальными техносигнатурами благодаря их особым промышленным свойствам", – говорится в материале международной исследовательской группы.

Искать пришельцев по химии

Исследователи считают, что другими ключевыми свойствами этих химических элементов являются их чрезвычайно низкая растворимость в воде, уникальные спектральные характеристики и длительный срок нахождения в атмосфере.

ЦИТАТА
Фторид азота не имеет природных источников и отсутствовал в доиндустриальной атмосфере Земли. Гексафторид серы выделяется лишь в незначительных количествах из фторсодержащих минералов и, вероятно, образуется лишь в незначительных количествах при извержениях вулканов.
— Сара Сиджер, Януш Дж. Петковски, Йинчен Хуань, Джучан Джан, Саи Равела, Вилльям Бейнс, астрофизики

Внеземные цивилизации – новый подход к поиску

Как рассказал Metro доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ Александр Панов, поиск веществ промышленного и техногенного происхождения – "молодая история".

– Ранее я ничего не слышал о попытках выделения техномаркеров в атмосферах экзопланет, – отметил собеседник.

По его словам, логика астрофизиков, представленная в материале, "не выглядит безумной".

– Нет ничего невозможного, но это вопрос десятилетий, нужно следующее поколение телескопов. К примеру, большие космические внеатмосферные инфракрасные интерферометры (когда излучение, зарегистрированное несколькими телескопами, обрабатывают совместно, что позволяет различить более мелкие детали. – Прим. ред.), – заметил учёный.

Но пока телескопы в космосе метод интерферометрии не используют. И в ближайшие годы изучать атмосферы экзопланет мы сможем только спектральными методами, обратил внимание профессор РАН, астрофизик Сергей Попов.

Объясняем на пальцах
Cостав атмосферы отражает то, что происходит на поверхности планеты. На составе атмосферы могут сказываться технологические процессы, которые гипотетическая цивилизация реализует на поверхности планеты, также на состав атмосферы влияет биосфера. Если биосферное влияние, то мы говорим о биомаркерах – веществах, свойственных биологическим процессам. Если же речь идёт от технологических процессах, то мы говорим о техномаркерах. Это вещества, которые в природе или производятся в малых количествах, или совсем не производятся. Мы можем представить, что эти вещества являются побочными продуктами технологических процессов, выбросами и отходами каких-то производств.
Сергей Попов, профессор РАН, астрофизик
Объясняем на пальцах

Но даже при усовершенствовании технических методов обнаружения химических элементов в атмосферах иных миров нам будет сложно найти следы наличия индустриальной цивилизации там. Ведь техномаркеры могут быть более разнообразны, чем биомаркеры, связанные с жизнью земного типа.

– Сейчас мы не можем себе представить технологии далёкого будущего. Через пару столетий жизнь на Земле принципиально не изменится, в отличие от технологий. Людям XIX века было трудно представить уровень загрязнения атмосферы двигателями внутреннего сгорания в XXI веке. С другой стороны, в XXII веке человечество может отказаться от них, перейдя на экологически чистые источники энергии. Соответственно, и химический состав атмосферы может измениться, – считает Сергей Попов. – Предсказание техномаркеров – более неблагодарная задача, чем нахождение биомаркеров. Отсутствие следов молекул техногенного происхождения не отвергает наличия на конкретной планете технической цивилизации, так как ни одна такая цивилизация не обязана производить выбросы именно этих конкретных молекул.