Астрофизики зафиксировали сигнал поломанного маяка для звездолётов

Исследователи зафиксировали странного радиогостя из космоса. Metro разбиралось, может ли это быть следом разумной цивилизации
Астрофизики зафиксировали сигнал поломанного маяка для звездолётов
Artsiom P / Copyright (c) 2022 Artsiom P/Shutterstock. No use without permission.
К Земле прилетел странный сигнал из космоса.

До нашей планеты из глубин космоса дошёл уникальный радиосигнал. Он получил название ASKAP J1935+2148. Его изучила группа исследователей, которая опубликовала результаты своей работы в журнале Nature Astronomy.

– Недавно мы обнаружили радиосигнал, который не похож ни на что из того, что астрономы видели раньше. Он имеет цикл продолжительностью почти час (самый длинный из когда-либо наблюдавшихся). В ходе нескольких наблюдений мы видели, как он время от времени то испускал длинные яркие вспышки, то быстрые слабые импульсы, а иногда затихал и вообще ничего не испускал. Мы не можем точно объяснить, что происходило. Скорее всего, это очень необычная нейтронная звезда, но мы не можем исключать и другие возможности, – пишут учёные Маниша Калеб и Эмиль Ленк.

– Начиная с 2022 года астрофизики открыли два очень странных и интересных объекта – источника периодических радиоимпульсов. Это третий,  - рассказал Metro астрофизик Сергей Попов. По его словам, объяснить природу всех трёх объектов сложно.

– Это могут быть нейтронные звезды. Новые объекты похожи на один из подклассов нейтронных звёзд –  на радиопульсары, которые являются источниками периодических импульсов радиоизлучения. Они могут быть и белыми карликами. Сейчас многие ломают голову, как их описать, – сказал учёный. – Благодаря новым радиотелескопам в Южной Африке и Австралии о таких объектах станет известно больше.

К идее рукотворной природы источника такого радиосигнала, который может использоваться в ориентировании среди звёзд или космоплавании, Сергей Попов отнёсся со скепсисом.

ЦИТАТА
Если сигнал и искусственный, то это радиоисточник от высокоразвитой неразумной цивилизации.
— Сергей Попов, астрофизик

– Это плохой радиомаяк, обычные радиопульсары лучше тем, что они стабильнее. А этот источник испускает сигнал не каждый оборот, импульсы не очень мощные, расплывчатые, – прокомментировал он.

По его словам, маяк "должен гореть постоянно, а не быть утлым и то гореть, то не гореть".

Как рассказал Metro доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ Александр Панов, обнаруженный австралийским радиотелескопом объект действительно обладает необычными свойствами.

– У открытого объекта два типа поляризации, два типа пульсации, – обратил внимание учёный. – Скорее всего, это сложно устроенная кратная система – из двух объектов, в которую входит что-то магнитное. Может быть, это необычные белые карлики или магнетар – нейтронная звезда с повышенной замагниченностью.

Собеседник исключил, что радиоимпульс от объекта может исходить от внеземной цивилизации.

– Здесь нет признаков искусственности. Тут нет выделения какой-то осмысленной информации, если говорить о приёме какого-то сигнала, – подчеркнул Александр Панов.