Артемий Лебедев, дизайнер
– Не советую пользоваться нейросетями. Эти игрушки для двоечников. В нейросети нет и никогда не будет новых зданий – она умеет лишь пересказывать то, что знает. А самые большие деньги платят за мозги и умения. Поэтому советую активно прокачивать мозги: ставить себя в разные ситуации, влюбляться, расставаться, ходить в кино, театр, на концерты и путешествовать. Обязательны к посещению Азия и Южная Америка, два континента с величайшей культурой. Новая информация становится частью вашего ассоциативного, прецедентного багажа, делая богаче, умнее и наблюдательнее. Так формируются собственное мнение и знания, которыми вы можете пользоваться.
Одни хотят стабильности, надёжности. Другие готовы рисковать, жизнь для них – большой спецпроект с нестандартными задачами. И это те, кто не боится начать своё дело. И это совсем не страшно. Москва и наша страна предоставляют для этого множество возможностей. Главный совет: не нужно рисковать на все деньги. Шанс профукать есть всегда. Поэтому двигайтесь небольшими шагами. Бизнес как палатка в лесу, где нужно быть готовым за всё отвечать самому. Понравилось – поставили вторую палатку, третью, построили палаточный городок. Не пошло – собрали палатку и поставили в другом месте, где вид красивее. Относитесь к этому легко – бизнес не каменный памятник на века в центре города. Будьте мобильнее, без труда отказывайтесь от неприбыльного дела. И никогда никого не слушайте – важно только то, что нравится вам. Пусть у вас будет свой опыт.
Творческих людей нельзя удержать ни силой, ни зарплатой – только интересными проектами. Мой простой принцип: если дизайнеры сделали классный проект, а заказчик его не одобрил, я даю премии. Не заказчик должен говорить моим сотрудникам, что хорошо, а что плохо, а я. Важно, чтобы они остались мотивированы и счастливы.
Виктор Кузнецов, директор и сооснователь "ВсеИнструменты.ру"
– Компанию мы с партнёром основали 18 лет назад, ещё во время учёбы на 4-м курсе Физтеха. Сайт написали сами, заполняли его по ночам, а первый заказ приняли под партой на лекции по теоретической физике. Мы прошли все стадии, шаг за шагом, знаем о сложностях не понаслышке. В нашей компании есть три постулата, через которые пропускаем все решения: уровень удовлетворённости клиента, уровень счастья команды и рост прибыли.
Всё, чего мы добились, – результат команды. В нашей компании около 12 тыс. сотрудников, и мне важно, чтобы каждый был замотивирован. Тогда он работает эффективно. Я выработал несколько правил для этого. Первое: открытость информации. Мы проводим регулярные прямые эфиры – я с партнёром или топ-менеджеры. Открыто рассказываем сотрудникам о результатах продаж, прибыли, как двигаемся по проектам, какие проблемы у компании, что происходит на рынке. Собираем со всех вопросы. Сотрудники голосуют за топ-10, на которые мы отвечаем. Считаю, открытость ведения бизнеса крайне важна для работы команды. Только так она понимает, что мы создаём, чувствует себя частью большого корабля, доверяет нам и участвует в процессе развития компании. Второе: у нас открытый совет директоров. На этом мероприятии собираются около 200 сотрудников очно и столько же онлайн. Ребята общаются, там есть активности, ключевые лидеры рассказывают об итогах работы своего подразделения в конце квартала. Третье: открыто ведём социальные сети, есть летние и новогодние корпоративы. Четвёртое: регулярный менеджмент. Раз в две недели у сотрудников есть определённое время для встречи с руководителем, где они могут получить обратную связь, обсудить успехи и трудности, предложить свои идеи. Регулярный менеджмент позволяет вам мониторить, что происходит в команде.
Когда мы понимаем, что за нами наблюдают, работаем лучше. Поэтому контроль важен. Но агрессивный контроль убивает мотивацию и доверие. Доверие для меня – когда руководитель даёт сотруднику ресурсы, согласовывает цели и планы, а дальше становится помощником. Сотрудники сами принимают решения. Когда проект заканчивается, я снова становлюсь руководителем, принимаю результаты по цифрам.
Команда как альпинисты, которые двигаются на вершину горы, помогая друг другу, заботясь друг о друге, достигая сверхвершины. Руководитель – тот, кто их поддерживает, а самое главное – не мешает.
Андрей Макеев, сооснователь Flowwow
– Советую брать в команду любознательных, честных, энергичных и интеллектуальных людей. Работать с ними – большое удовольствие. В работе с командой советую вести дело открыто: команда должна видеть все данные аналитики. Так вы экономите много времени. И быть собой. Строя из себя мегабосса, вы далеко не уедете. Никакой иерархии: начальника и подчинённого быть не должно, всё это пережиток прошлого. Сотрудник – это партнёр.
Благодарность – простой и отличный инструмент работы с командой. В нашей компании каждый месяц один сотрудник может подарить благодарность другому сотруднику. Компания выплатит в качестве благодарности небольшую сумму денег. Это публичная акция – вся компания это видит. Этот инструмент здорово повышает эффективность и взаимовыручку в команде. Рекомендую.
В маркетинге важно выделить главные метрики. В нашей компании – это конверсия, повторные покупки и трафик. Бизнес без повторных покупок долго не протянет. И всегда считайте настоящую экономику продажи, цените своё время. Занимайтесь любимым делом, найдите свой путь.
Ксения Собчак, журналист, общественный деятель, продюсер
– Выигрывает только тот, кто меняет правила игры. С детства нам навязывали разные правила и стереотипы, но, чтобы построить свою историю, вам нужно их разрушить. Только так, создавая собственный бренд, вы можете стать лучшим. Ищите нестандартные идеи и подходы. Создав "Чёрный квадрат", Малевич сломал художественную парадигму начала XX века – это работает и с вашим личным брендом. Перестаньте делать шаблонные видео в вашей нише, которые, как вам кажется, ждёт аудитория. Сделайте то, что выведет вас на новый уровень. Недавно в фэшен-сегменте, который люблю и за которым слежу, выстрелил аккаунт неизвестной девушки. Она стала вести аккаунт, где готовит в красивой дизайнерской одежде. И набрала много фолловеров, соединив странные вещи вместе. Пользователи увидели девушку в кутюрных платьях, которая режет морковку и чистит картошку. И это вызвало у них естественную реакцию – остановиться и посмотреть. Вот за такой реакцией вы должны охотиться. Не стесняйтесь делать контент не так, как все.
Любой человек оценивает себя не так, как его видят окружающие, что часто мешает продвигать свой контент. У каждого есть своя суперсила. Понять, в чём ваша, советую через других людей. Продумайте вопросы, составьте анкету и спросите родных, друзей и коллег, какими они вас видят, что в вас ценят. Опросите минимум 10 человек. Когда поймёте, в чём вы не сильны, наймите помощников, которые эти пробелы компенсируют. Системный человек не менее важен в любом бизнес, как и творческий создатель. Я сама проводила такое анкетирование и была очень удивлена ответами. Зная, как вы выглядите в глазах окружающих, сможете этим управлять.
Выстраивая контент, ваш образ не должен быть случайным, опирайтесь на выстроенные схемы. Если вы двигаетесь без цели – велики шансы, что придёте в никуда. Сейчас отличное время, когда маленькие бренды с качественным товаром важнее, чем крупные компании, к которым меньше доверия. Важно, чтобы вас уважали и ценили. Продукт и качество – то, что сделают вас великими.