Ароматник и сурьмовница: что было в косметичках татарских красавиц век назад

21 марта отмечается Навруз, древний праздник весны и нового солнечного года на Востоке. Этот день принято было встречать при полном параде. Вместе с куратором выставки о казанской культуре рассказываем об интересных вещицах, которыми украшали себя татарские красавицы в прошлом
Ароматник и сурьмовница: что было в косметичках татарских красавиц век назад
Предоставлено организаторами
Височные серьги с символом утки-прародительницы мира являются одним из самых древних и ценных экспонатов на выставке.
Зачем женщины раньше носили височные серьги и чем им помогали монеты с Екатериной II, можно узнать на выставке в "Царицыно".
Предоставлено организаторами
Зачем женщины раньше носили височные серьги и чем им помогали монеты с Екатериной II, можно узнать на выставке в "Царицыно".

До конца марта в музее-заповеднике "Царицыно" можно посетить выставку "Город и промысел: встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар", которая посвящена казанской культуре и ремёслам конца XIX – начала XX века, когда началось массовое переселение татар из деревень в крупные города. Из богатой экспозиции, где встречается и золото булгар, и современное искусство, вместе с куратором выставки Ксенией Паршиной выбрали пять любопытных вещиц, связанных с женской красотой.

Сурьмовницы

На выставке "Город и промысел: встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар" можно увидеть несколько типов сурьмовниц.
Предоставлено организаторами выставки
На выставке "Город и промысел: встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар" можно увидеть несколько типов сурьмовниц.

Что за предмет – богато украшенный изысканный флакон для сурьмы (второе название – сурьмильница).

Особенность – аналог современной косметички: девушки всё время носили с собой сурьму для подкрашивания ресниц и бровей.

Комментарий куратора: "Функционал сурьмовницы или сурьмильницы простой – это сосуд для смеси из толчёного чёрного камня и масла. Такой масляный порошок использовали женщины для подводки глаз и бровей ещё с древних времён. Считается, что зародился такой "косметический" приём в Древнем Египте. Причём подчеркнуть глаза сурьмой важно было не только с эстетической точки зрения.

Сурьме приписывали множество полезных свойств. Она была универсальным средством от конъюнктивита, инфекционных заболеваний глаз, сезонных аллергий, поскольку защищала от песка, ветра, слишком палящего солнца. Считалось, что она не пропускает грязь и бактерии. Во многих восточных странах и по сей день при малейшей жалобе детей на глаза родители используют именно это средство. Да и в далёком прошлом глаза подкрашивали и дети, и мужчины. Всё из-за полезных качеств.

Из-за целительных и эстетических свойств сурьму постоянно носили с собой, отчего и появилась потребность в изящном сосуде, который всегда при девушке. Некоторые сурьмовницы богато украшали золотом и серебром, что нередко делало их частью приданого богатой невесты в Казани конца XIX – начала XX века. Для нанесения краски нужна была специальная тонкая палочка, и, чтобы такая не терялась, её прикрепляли к ёмкости с сурьмой, что тоже было очень удобно. Татарки всегда весьма щепетильно относились к своей красоте, красились щедро, обильно, поэтому сосуды могли достигать и 8, и 10 см в высоту". 

Височные серьги

Височные серьги с уточками. Волжская Булгария, 13 век.
Предоставлено организаторами выставки
Височные серьги с уточками. Волжская Булгария, 13 век.

Что за предмет – женское украшение височной зоны.

Особенность – считались оберегом от злых духов, а их орнаменты часто иллюстрировали мифы о сотворении мира.

Комментарий куратора: "Традиционно булгарские женщины подчёркивали свою красоту всеми доступными способами. Красились, наряжались, носили большое количество украшений. Общий вес их мог достигать 6 кг, ведь это были изделия из золота и серебра, а часто и из драгоценных или полудрагоценных камней (бирюзы, яшмы, коралла, янтаря). Одним из видов популярных украшений были височные серьги.

Они крепились к головной повязке. Задачи их были разнообразные: прежде всего эстетическая (подчёркивали женственность), но также и религиозная (украшения считались оберегами от злых духов, а расположение на висках дополнительно защищало именно голову, мысли девушки). Есть также версия, что височные серьги имитировали цветы в волосах – также распространённый способ украшать себя, когда природа вокруг оживает. 

Височные серьги встречаются в раскопках практически по всей Европе. Все они разной формы: у кривичей – браслетообразные, у новгородских словен – ромбощитковые, у вятичей – семилопастные и пр. В Волжской Булгарии X–XII веков височные украшения стали настоящими произведениями искусства: это были уже не просто кольца с бусинами, чья форма ближе всего к желудю, а более сложные изделия. У работ городских мастеров появляется своя специфика, удлинённые части, даже персонажи.

Символика височных украшений разных племён также была разнообразна, все использовали свою методику изготовления и свой сюжет. Но у булгар довольно часто встречались повторяющиеся символы. Например, фигурка уточки с горошиной в клюве. Такой элемент связан со старинной тюркской легендой, согласно которой земля создана уточкой, плававшей в необъятном океане и создавшей землю из комочка глины.

Именно такие серьги – массивные золотые подвески булгарской культуры XII века — можно найти на выставке "Город и промысел": один из самых древних и редких экспонатов выставки предоставил музею-заповеднику "Царицыно" Фонд Марджани. Подобных подвесок в музейном мире известно лишь несколько штук. В центре композиции – именно утка-прародительница мира. У тюркских народов эта удивительная птица олицетворяет невероятную мистическую силу: ведь она может контактировать с тремя мирами сразу (летать по небу – месту обитания богов, нырять в таинственную глубину вод и жить рядом с человеком). Так что эти серьги – не просто красивая золотая зернь, это целый рассказ о мироздании!"

Яка чылбыры 

На выставке можно найти с дюжину вариаций воротниковой застёжки.
Предоставлено организаторами
На выставке можно найти с дюжину вариаций воротниковой застёжки.

Что за предмет – богато инкрустированная воротниковая застёжка.

Особенность – аналог современных галстуков или бабочек (приспособление, чтобы воротник не расходился, сохраняя нарядный строгий образ).

Комментарий куратора: "Воротниковая застёжка "яка чылбыры" – старинное татарское шейно-нагрудное украшение. Они были распространены среди женщин всех возрастов и сословий. Изначально украшения выполняли вполне утилитарную роль: скрепляли декоративными деталями традиционно глубокий разрез женской рубахи. Воротниковые застёжки "яка каптырмасы" состояли из двух пряжек-застёжек. "Яка чылбыры" были уже более массивными и в то же время изысканными. И со временем стали праздничным украшением, которое могло использоваться в городском и сельском костюме.

Украшение шейно-нагрудное. Татары. Восточная Европа, Казанская губерния. Кон. XIX в. – нач. XX в.
Предоставлено организаторами
Украшение шейно-нагрудное. Татары. Восточная Европа, Казанская губерния. Кон. XIX в. – нач. XX в.

От самой застёжки в варианте "Яка чылбыры" вниз на грудь спускались подвески с драгоценными или поделочными камнями и цветным стеклом. На концах цепочек закреплялись эффектные детали: металлические бляхи, каплевидные или овальные камни в оправе, монеты. Любимыми камнями у казанских татарок были сердолик, бирюза, топаз, аквамарин и яшма. Также любили украшения с кораллами, янтарём и жемчугом. Позже эстетическая функция полностью уступила утилитарной и девушки начала XX века предпочитали уже обычные брошки-булавки".

Ароматник

Ароматник–коробочка. Российская империя, Казанская губ., Лаишевский уезд, Рыбная слобода. Конец ХIХ в. Медный сплав, стекло, лак, серебрение.
Предоставлено организаторами выставки
Ароматник–коробочка. Российская империя, Казанская губ., Лаишевский уезд, Рыбная слобода. Конец ХIХ в. Медный сплав, стекло, лак, серебрение.

Что за предмет — коробочка для ароматных смесей.

Особенность – аналог современных духов.

Комментарий куратора: "Считается, что первые ароматные композиции появились в Древнем Египте. Не исключено, что традицию изготовления духов египтяне переняли из Месопотамии. В Древней Греции считалось, что парфюмерия – это промысел богов. Как бы то ни было, но традиции окружать себя ароматами были во все времена и во всех уголках света. В каждом регионе это были свои запахи. 

К примеру, на Востоке известный арабский учёный Аль-Кинди создавал свои смеси на основе спирта (что было редкостью для его времени) и масел редких местных растений и цветов. В Средние века популярными были сильные ароматы животного происхождения, в эпоху Просвещения им на смену пришли флоральные композиции. Более того, ароматы начали использоваться не только на теле, но и в интерьере, а интерес к парфюмерии стал расти даже среди мужчин. Так что ароматники могли быть аксессуаром не только дам, но и кавалеров. 

Инкрустированные камнями золотые или серебряные флаконы для цветочной воды или эфирных масел стали частыми гостями в мусульманских богатых городских домах, где во время пиршеств и торжеств из них разбрызгивали благовонную жидкость. Изысканно оформленные ароматники считались достойными подарками для важных особ, даже шахов. Часто в их изготовлении использовали рубины, изумруды, жемчуга и мастики". 

Накосники

Накосники. Татары. Восточная Европа. XIX в.
Предоставлено организаторами
Накосники. Татары. Восточная Европа. XIX в.

Что за предмет – украшение для кос.

Особенность – аналог современных лент и заколок для причёсок.

Комментарий куратора: "Накосные украшения изначально выполняли магическую функцию, поскольку считалось, что они оберегают от злых духов. Кто-то говорил, что самим своим звоном, кто-то – символами-орнаментами на декоративных элементах. Раковины каури, по легендам, обладали наибольшей магической силой, так как по форме схожи с человеческим глазом. Считалось, что такое украшение способно уберечь от сглаза. Играли защитную роль и когти и зубы животных.

Позже накосники стали просто красивым дополнением для длинных роскошных кос татарских девушек и женщин. Были среди них различия: какие-то виды накосников были, скорее, заколками для основания косы, какие-то – лентами. В экспозиции "Город и промысел" можно увидеть такие "чулпы". Каким бы ни было устройство украшения, которое называлось "чулпы", важным было то, что в концевой части всегда закрепляли монеты или ювелирные бляхи. Высоко ценились рублёвые монеты с изображением российских императриц Елизаветы Петровны или Екатерины II, а также старинные немецкие серебряные монеты – талеры. Зачем нужно было так много звенящих деталей? А затем, что в них и был главный смысл: при ходьбе элементы чулпы, соприкасаясь друг с другом, издавали звук, который, как считалось, и отпугивает бесов".