Такие находки для Москвы редкость. Обрезки кожи и несколько изделий сохранились целиком по счастливой случайности, ведь изношенную обувь пускали на заплатки. Более года понадобилось, чтобы эти изделия восстановить.
– Перед началом строительных работ проводятся археологические исследования. Москва – город древний, – рассказывает Metro Дмитрий Осипов, старший научный сотрудник отдела археологии Исторического музея Москвы. – Охранными раскопками занимается археологическая служба с конца 1980-х годов. То, что обувь нашли именно на Дербеневской улице, неудивительно, ведь ещё в XVI веке там была Кожевническая чёрная полусотня – слобода, насчитывающая 50 дворов. Находилась она у берега Москвы-реки неслучайно: выделка кожи – водоёмкое производство, а чтобы добиться хорошей выделки, кожу замачивали в колодцах в шакше, то есть в крови и экскрементах, поэтому и производство располагалось на окраине.
По словам Дмитрия, самые древние кожаные изделия нашли во время раскопок перед началом строительства гостиницы "Россия". Находки были и в районе Курского и Павелецкого вокзалов. В древности там располагались кожевенные мастерские. С расширением Москвы кожевники перемещались к реке и осели в районе нынешней Дербеневской улицы.
– Кожаная обувь встречается там, где мокрый слой, – продолжает Дмитрий. – Он прекрасно сохраняет органику.
По словам Дмитрия, в XIII веке в Москве носили кожаные туфли, а с начала XIV века стали шить высокие сапоги. Мужчины, женщины и даже дети надевали их в любое время года. Крестьяне ходили в лаптях, в город приезжали торговать, а кожаную обувь покупали только горожане или зажиточные крестьяне.
Мамин-Сибиряк писал, что сапоги для мужика – самый соблазнительный предмет. "Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапоги". Да и стоили по-разному. Из вторично использованной кожи стоили дешевле. Шили и сапоги с вышивкой из мягкой кожи, цветные: красные, зелёные, синие. Цветная обувь была дорогой. Барон Сигизмунд фон Герберштейн писал, что москвиты любили именно красные сапоги. Много ли было цветной обуви, сказать трудно. Растительные красители не сохраняются. Из грунта обувь достают тёмно-коричневой. И только после специального анализа можно определить следы красителя.
Если кожа хорошо выделана и удачно сохранилась, реставраторы могут привести изделие в порядок за месяц, но обычно процесс реставрации долгий.
– Конечно, реставраторам отдают самые ценные экземпляры, чтобы потом передать в музеи и показывать на выставках, – объясняет Дмитрий. – Поэтому ждём, когда туфлю, сапог и лапти сможем увидеть.