Надпись на плите из Большого Гнездниковского внесла уточнения в историю страны

В конце апреля во время работ по прокладке инженерных коммуникаций рабочие нашли надгробие. С ним работали учёные и на днях сделали интересные выводы
Надпись на плите из Большого Гнездниковского внесла уточнения в историю страны
Предоставлено пресс-службой Института археологии РАН
Именно так выглядит находка.

Плита массивная, почти квадратной формы, – предполагается, что она рассчитана на установку в стену храма. Украшена она резной рамой из листьев растения, носящего неофициальное название "медвежья лапа". А внутри рамы выступает вырезанный текст в десять строк. 

Надпись на плите гласит: 

"В лѢто от Сотворения мира 7211го году // а от Рождества Христова 1702го но//еврия 20 (..) числу во 2 четверти 6го ча//са нощи на память иже во святых // отца нашего Павла архиепископа // Константина града исповедника // преставися раба Божия ближнего стольни//ка Семеона Феодоровича ПлещѢева дщерь // девица Мария Симоновна // от рождества свое(го) в 19(е) лѢто"

– Мастер использовал вязь – особый вид письма, при котором знаки причудливым образом соединяются друг с другом: срастаются, вписываются, ставятся друг под другом, сокращаются, а также выносятся над строкой, – рассказал Metro доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Леонид Беляев. – Такое письмо требует большого искусства и в исполнении, и (отчасти) в прочтении. Тщательно нарезанное, оно создаёт исключительно красивые шрифтовые композиции. Образец такой искусной, чрезвычайно изощрённой и изобретательной работы представляет найденная плита.

Найденная плита не только красивая, но и несёт в себе очень интересный текст.
Предоставлено пресс-службой Института археологии РАН
Найденная плита не только красивая, но и несёт в себе очень интересный текст.

Учёные изучили текст и перевели, что речь идёт о смерти Марии, дочери стольника Семёна Фёдоровича Плещеева, которая ушла из жизни очень рано, на 19-м году. Род Плещеевых, к которым относится усопшая Мария, из известных и заметных на горизонте истории. 

– А это люди не случайные, – уточнил Леонид Беляев. – Плещеевых была уйма ужасная. Они с XIV века служили московским государям и развелись в количестве необычайном – и у всех интересная, яркая жизнь. Нашей девушке Марии было завещано хорошее наследство. В Свиблове было большое поместье, а это Москва сегодняшняя. Там случилась большая тяжба. Её отец и брат отца были спальниками Петра I, ближними людьми, особенно брат. Очень знаменитый человек. Кажется, мы многое о нём знаем: Пётр заказал с него восковую персону сделать, есть переписка их с Петром из Амстердама. 

Но главное, что находка плиты помогла внести уточнения в историю России начала XVIII века. Дело в том, что её нашли недалеко от того места, где с XVII века стояла приходская церковь Гнездниковской слободы во имя святого Николая. В этой церкви хоронили и других Плещеевых: в их числе был и отец Марии, Семён Федорович, и его брат, Фёдор Фёдорович: об этом известно из описания надгробных плит, которые были сделаны в конце XIX века. 

Так вот в литературе обычно указывают, что Федор Плещеев умер в 1701 году, но на найденном надгробии отчётливо читается 1702-й. 

Слева: Церковь Николая Чудотворца в Гнездниках. Фото 1881 г. Справа: надгробная плита Марии Плещеевой в Музее Москвы.
пресс-служба Института археологии РАН
Слева: Церковь Николая Чудотворца в Гнездниках. Фото 1881 г. Справа: надгробная плита Марии Плещеевой в Музее Москвы.

По мнению учёных, оформление найденной плиты указывает на период упрочения связей России с Европой: год смерти Марии Плещеевой указан сначала от Сотворения мира (так отсчитывали время в Древней Руси и Московском царстве), а затем и от Рождества Христова (как было принято в западном христианстве). 

При работе со сложной надписью применяются другие способы: ее обычно не читают сразу всю, а срисовывают буква за буквой, проставляя понятные части формулы и оставляя просветы для непонятных, чтобы заполнить их позже. 

Также исследователи используют фотосъемку, в том числе под разными углами или небольшими фрагментами, макросъёмку небольшими фрагментами. Еще один из методов, позволяющих прочитать трудно разбираемый текст, – лазерное сканирование. Оно помогает выявить почти невидимые глазу следы букв, так как поверхность плиты часто бывает повреждена или затёрта.