Амулетницу II–III веков н. э. обнаружили волонтёры фонда "Археология", которые уже 8 лет помогают учёным Южно-Боспорской экспедиции Института археологии Крыма в исследованиях некрополя Кыз-Аул.
– Амулетницу нашли в грабительском выбросе грунта, рядом с одним из монументальных каменных склепов, – рассказывает Metro директор по развитию фонда "Археология" Олег Марков. – Скорее всего, разграбление произошло ещё в Средневековье, во времена, когда эти склепы облюбовали жители Хазарского каганата.
Античные склепы всегда отличались богатством, ведь в них хоронили сразу несколько поколений представителей военной аристократии. Они были просто переполнены погребальными принадлежностями, в том числе и ювелирными украшениями. Большие и ценные находки новые жители, конечно же, забирали себе, ну а мелочь просто не замечали. Эта оплошность и позволяет теперь археологам делать такие уникальные открытия.
– Редкость этой находки в том, что она содержит надпись. А любая надпись – это самое вкусное и желанное для археологов, – объясняет специалист. – Даже золото не так ценно – ну золотишко и золотишко. Надпись же всегда проясняет какие-то моменты в истории или приоткрывает завесу тайны. В данном случае мы понимаем, что были не просто амулеты, а некие магические капсулы с "запечатанной" в них душой умершего.
Лингвистам удалось перевести надпись на амулетнице, она читается как "добрый ум, ду(ша?), сгинь". Заклятие души проклинаемого встречается и в других древних наговорах. Так, ранее в некрополе Кыз-Аул была найдена другая амулетница с заключённой в ней душой некоего Проклиона. Как тут не вспомнить русские народные сказки о Кощее Бессмертном, жизнь которого была спрятана в яйце.
– Удивительно, что обе эти амулетницы оказались целыми. Что находится внутри – неизвестно, мы их пока не вскрывали, – говорит Олег. – Несколько лет назад нашей экспедицией были найдены три похожие амулетницы – внутри оказалась сера. А сера как раз применялась во всяких магических ритуалах и обрядах. Внутри может быть не только химическая субстанция, но и какая-нибудь записка или прах умершего.
Вообще, с заклятиями опасно иметь дело. Как мы знаем из фильмов ужасов, всех, кто осмелился потревожить древнее захоронение, начинают преследовать загадочные и пугающие события.
– Если бы археологи были настолько суеверными, то ни о каких предшествующих эпохах мы бы никогда не узнали, – смеётся Олег. – У нас скорее прагматичное отношение ко всему этому. Хотя после раскопок в некрополе мы стараемся перезахоронить найденные останки и, как это принято, никогда не оставляем себе добытые артефакты. Во-первых, это непрофессионально, а во-вторых, неэтично.
Некрополь Кыз-Аул вообще часто радует археологов. Так, несколько лет назад в одном из склепов была найдена плита с надписью царя Боспора Савромата II, посвящённая некоему «главному переводчику с аланского».
– Хочется ещё раз напомнить, что всех этих находок могло и не быть, ведь некрополь Кыз-Аул каждый год обрушивается в море под воздействием береговой абразии. Спасать его помогают именно волонтёры "Археологии". В этом году запланирована уже новая экспедиция, куда мы с радостью приглашаем всех желающих.