Выставка собрала тысячелетнюю историю образа христианского воина: святые мученики и благоверные русские князья объединились под началом главы всего небесного войска – архангела Михаила. В экспозиции – более 130 произведений иконописи, скульптуры, нумизматики, оружейного дела, ювелирного искусства из пяти музеев страны, включая Кремль: Эрмитажа, Исторического музея, Третьяковской галереи и Музея русской иконы имени Михаила Абрамова.
– Без почитания этих святых невозможна христианская, мировая культура, – рассказывает куратор выставки Сергей Брюн. – Святым воинам посвящены церкви и бесчисленное множество произведений искусства.
В экспозиции показаны памятники, которые не просто никогда не покидали Кремль, но и не перемещались внутри его соборов. Спустившиеся с высоты церковных стен древние иконы производят очень сильное впечатление, прежде всего, своими размерами: святой Георгий и архангел Михаил просто огромны, выше человеческого роста. Возможность увидеть лицом к лицу, всего лишь на расстоянии защитного стекла, образы, которые на протяжении столетий смотрели на людскую толпу откуда-то с высоты и полумрака, действительно уникальна.
Куратор выставки Сергей Брюн специально для Metro рассказал о нескольких экспонатах.
Святой Георгий
– Открывают экспозицию памятники, связанные со святым Георгием – самым известным из раннехристианских воинов-мучеников. Святой Георгий почитаем по всём христианском мире, он покровитель Москвы, Грузии, Эфиопии, Англии, Генуи. Первым из русских князей принял в крещении имя Георгий Ярослав Мудрый – на выставке представлена его монета. А это великолепная икона рубежа XI-XII веков, исполненная византийским мастером – одна из двух старейших уцелевших, дошедших до нас, домонгольских икон. Она хранится у нас в Успенском соборе. Происходит она из Великого Новгорода, в Московский Кремль попала, вероятней всего, при Иване Грозном.
Дмитрий Солунский
– С Всеволодом Большое Гнездо – это сын Юрия Долгорукого и младший единокровный брат Андрея Боголюбского – связаны две уникальные святыни. Всеволод при крещении принял имя и небесное покровительство Димитрия Солунского. Димитрий Солунский наряду со святым Георгием – один из самых широко почитаемых христианских воинов-мучеников. Посреди города Салоники возвышается византийская базилика, где хранились его мощи и была его гробница. В годы своего пребывания на великокняжеском престоле Владимира Всеволод Большое Гнездо получил от византийских василевсов в дар две святыни, связанные с великомучеником Димитрием Солунским. В крупнейших музейных собраниях – Метрополитен, Лувр, Британский музей – есть несколько драгоценных реликвариев, отображающих гробницу Димитрия Солунского. Но в мире сохранился лишь один реликварий, который воспроизводит киворий, или сень над ракой святого, куда притекали паломники со всего христианского мира. Эта сень была уничтожена турками-османами во время завоевания Фессалоник. И сохранился только один образ этой сени, или часовенки, созданный в XI веке для византийской императорской четы, Константина X и Евдокии Макремволитиссы. Сейчас он хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
– Эта икона – часть иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Она написана на доске рубежа X–XI веков от гроба святого Димитрия Солунского. Икона неоднократно подновлялась, переписывалась. То, что мы видим сейчас, это слой 1701 года. Доска от гроба была прислана Всеволоду Большое Гнездо в январе 1197 года от византийского императора Алексея III. Икону и реликварий Всеволод возложил в одном из самых красивых храмов в истории русского и мирового зодчества – Дмитриевском соборе Владимира. Там эти святыни хранились до XIV века, затем они были перевезены в Москву потомком Всеволода Дмитрием Донским.
Фёдор Стратилат
– Скульптурное изображение великомученика Фёдора Стратилата. Существует расхожее мнение, что иконы – это что-то православное, а скульптуры – католическое. Это не так. В раннехристианский период неразделённой церковью были восприняты все формы античного искусства: фреска, мозаика, станковая живопись, скульптура. Хотя Русь крещена в византийской традиции, с Запада в домонгольский период к нам всё равно пришла скульптура. Это литой образ, рельефная икона. Фёдор Стратилат – один из самых почитаемых святых воинов. Имя Фёдор носил в крещении отец Александра Невского Ярослав Всеволодович. Фёдора Стратилата на своих печатях изображал и Александр Невский. И три русских государя, в том числе два русских царя, носили имя Фёдор – их покровителем был Фёдор Стратилат: Фёдор Иоаннович – сын Ивана Грозного, Фёдор Алексеевич – старший брат и крёстный отец Петра Великого, незаслуженно забытый великий реформатор. Этот образ Фёдор Алексеевич заказал главному алебастровых дел мастеру Оружейной палаты Стефану Заруцкому. После смерти государя эта икона попала к царскому печнику Фёдору Кудрявому – была либо завещана царём, либо подарена. Печник вывез её из Кремля и поместил в церкви Святой Троицы, что на Капельках – сейчас это район проспекта Мира, Капельский переулок. Церковь была закрыта в 1931 году, а позднее разрушена, но сотрудники Музеев Кремля смогли спасти эту икону, и она к нам вернулась фактически год в год, спустя ровно 250 лет после своего создания.
Архангел Михаил
– Архангел Михаил, широко почитаемый и христианами, и иудеями, и мусульманами. На Руси он почитался отдельно как покровитель великих князей, ему посвящались храмы, где их хоронили. В Киеве это Михайловский златоверхий монастырь, в Московском Кремле – Архангельский собор. Перенос храмовой иконы архангела Михаила из Архангельского собора Кремля в выставочный зал Патриаршего дворца – уникальное событие. Икона старше того Архангельского собора, который мы видим сейчас. Она написана на заре XV века в правление сына Дмитрия Донского Василия I, в ту эпоху, когда в Москве вместе работали византийские и московские мастера. Это эпоха преподобного Андрея Рублёва. Возможность увидеть её вблизи уникальна, потому что в иконостасе за светом лампады она не видна. В клеймах по её периметру раскрывается понимание того, как средневековый русский человек переживал выпадавшие на его долю победы и поражения через призму священной истории. Например, образ ветхозаветного ангела, который обращает в бегство войско ассирийского царя. В 1395 году Москва и русские земли ждали вторжения Тамерлана, но он неожиданно развернулся у Ельца и ушёл через степи на Кавказ. И изображение этого ветхозаветного сюжета перекликается с этой историей.
Дмитрий Пожарский
– Став великокняжеской резиденцией, Кремль стал естественной точкой притяжения для святынь со всей Руси. Создание музея, поиск и перенесение бесценных памятников активизировались. Музей был открыт Александром I, эта работа активно продолжается при Николае I, когда в 1826 году из Спасо-Преображенского собора одного из нижегородских сёл переносится знамя, которое принадлежало князю Дмитрию Пожарскому. Это знамя XVII века с образом явления архангела Михаила Иисусу Навину накануне взятия Иерихона. Иисус Навин – это тот сподвижник Моисея, на плечи которого буквально легло завоевание Земли обетованной. Сюжет очень важный. Было ли это знамя с Пожарским при освобождении Москвы – мы не знаем, но точно знаем, что оно принадлежит именно ему.