Арбат в лицах: медовый месяц Пушкина, шедевры Корина для метрополитена

В "Галерее А3" объединения "Выставочные залы Москвы" открылась выставка "Арбат в лицах". Она посвящена известным людям с Арбата. Посетив выставку, репортёр Metro узнала, что Пушкин и Белый были соседями
Арбат в лицах: медовый месяц Пушкина, шедевры Корина для метрополитена
предоставлено пресс-службой Галереи А3
Виктор Умнов "Дом Пушкина на Арбате", 1986 год. Бумага, тушь, 30,6х37,5 см.

Изначально выставка была задумана для школьников, чтобы познакомить их с известными людьми, жившими на Арбате в разные годы. Куратор Стефания Сорокоумова, подготавливая экспонаты, так увлеклась событиями и историями, которые таят в себе арбатские дворики, что сделала выставку интересной не только маленьким москвичам, но и взрослым.

В основе экспозиции – репродукции, копии старинных фотографий и литографий, которые куратору прислали из многих музеев страны: ММОМА, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Музея Пушкина Исикульского, Ангарского и других музеев.

– Один из самых интересных экспонатов – репродукция акварельной работы Марии Колеминой-Толстой, на которой изображена комната няни Толстых, – рассказывает Metro Стефания. – Её предоставил Орловский музей изобразительного искусства. Посмотрите, это высокий этаж. Анна Алексевна Гоголь, няня писателя, сидит в своём кресле у окна в доме в Староконюшенном переулке, где сейчас находится наша галерея. Кстати, любопытно, что юный Лев Толстой снял квартиру из четырёх комнат в небольшом особнячке с красной крышей по чётной стороне переулка Сивцев Вражек в середине XIX века. Этот дом был свидетелем первых шагов Льва Николаевича на литературном поприще.

Мария Колемина-Толстая "Комната няни Толстых, Анны Алексеевны Гоголь, в Москве, в Староконюшенном переулке, близ Арбата", середина XIX в. Бумага, акварель, 22 х 37,5; 17,6 х 31,5 см.
предоставлено пресс-службой Галереи А3
Мария Колемина-Толстая "Комната няни Толстых, Анны Алексеевны Гоголь, в Москве, в Староконюшенном переулке, близ Арбата", середина XIX в. Бумага, акварель, 22 х 37,5; 17,6 х 31,5 см.

В XIX веке Арбат был культурным центром притяжения для московской элиты. Знаменитым местом был ресторан "Прага", в который любил захаживать Иван Бунин. Александр Пушкин на Арбате перед свадьбой с Натальей Гончаровой отмечал мальчишник с друзьями. В феврале 1831 года он арендовал второй этаж в небольшом двухэтажном особняке в доме № 53.

– После венчания с Натальей Гончаровой, 18 февраля 1831 года, Пушкин поселился здесь и провёл медовый месяц, – рассказывает Metro Максим Логинов, москвовед, экскурсовод, который присоединился к нам на выставке, рассматривая графическую работу "Дом Пушкина на Арбате" художника Виктора Умнова. – В этом же доме семья Пушкиных давала свои первые званые вечер и бал. Александр Булгаков, известный дипломат, сенатор и московский почт-директор, чьи письма, изданные в нескольких томах и повествующие о повседневной жизни русской аристократии XIX века, писал: "Пушкин славный задал вчера бал. И он, и она прекрасно угощали гостей своих. Она прелестна, и они как два голубка. Дай бог, чтобы всегда так продолжалось".

В этом доме семья Пушкиных прожила до мая 1831 года. Сейчас здесь Музей Пушкина, его открыли в 1986 году, недавно отреставрировали и восстановили интерьеры пушкинской поры.

– Да, здесь было их первое гнёздышко, – говорит Стефания. – Эту квартиру он снял за 2000 рублей, а прожил всего несколько месяцев. Затем уехал с супругой в Царское Село. Его соседом, правда, спустя десятки лет, был поэт Андрей Белый. Он родился на Арбате в доме № 55, который называли профессорским, потому что несколько квартир в нём занимали профессора Московского университета. Белый прожил в родовой квартире до 1906 года, считая Арбат и окрестные улочки совершенно особым местом.

Лев Бакст "Портрет Андрея Белого", 1906 г. Бумага, литография, 44,7х28,8 см.
предоставлено пресс-службой Галереи А3
Лев Бакст "Портрет Андрея Белого", 1906 г. Бумага, литография, 44,7х28,8 см.

В 1905 году в доходном доме Ечкина (Арбат, 23), построенном в 1903 году, снял мансарду и обустроил свою мастерскую знаменитый скульптор Сергей Конёнков, которого называли Русским Роденом.

– Во время революционных событий скульптор покинул мастерскую и отправился защищать одну из арбатских баррикад. Он активно поддерживал восставших, а в его мастерской революционеры хранили гранаты и оружие, – говорит Максим. – Ещё до начала событий к нему в мастерскую приходила позировать юная натурщица Татьяна. Художник и модель подружились. Но во время баррикад он посмотрел на неё другими глазами, увлёкшись её смелостью. 17-летняя девушка была связной у революционеров. "В самых опасных и трудных делах впереди всех была отважная Таня Коняева. Она стреляла и перевязывала раны, ходила в разведку", – писал Конёнков в книге воспоминаний "Мой век". Она стала первой женой скульптора. Но счастье их не было долгим: не выдержав богемной жизни мужа, Татьяна ушла.

"Сергей Конёнков в мастерской за работой над автопортретом", 1974 г. ,14,4 х 9,4 см.
предоставлено пресс-службой Галереи А3
"Сергей Конёнков в мастерской за работой над автопортретом", 1974 г. ,14,4 х 9,4 см.

Ту же мансарду, но с 1920 по 1934 год, снимал художник Павел Корин. Елена Иваненко-Шапошникова изобразила его за работой – репродукция картины представлена на выставке.

– Павел Корин – очень интересный советский художник, он происходил из семьи потомственных иконописцев, поэтому так сильны в его творчестве традиции национальной русской живописи, – объясняет Стефания. – Его монументальные работы украшают Московский метрополитен, хотя многие не знают об этом – например, витражи на "Новослободской" Кольцевой. Станцию проектировал Алексей Душкин, а он всегда очень серьёзно относился к художественному оформлению своих творений. Поэтому и пригласил Корина, автора волшебных витражей. Также мозаика Корина украшает вестибюль "Смоленской" вблизи любимого им Арбата.

Елена Иваненко-Шапошникова "Павел Корин за работой", конец 1950-го – начало 1960-х гг. Холст, масло 94х108 см.
предоставлено пресс-службой Галереи А3
Елена Иваненко-Шапошникова "Павел Корин за работой", конец 1950-го – начало 1960-х гг. Холст, масло 94х108 см.

На память об арбатской мансарде Корин оставил две работы – акварельную "В мастерской художника" и живописную "Моя мастерская". Здесь же он начал работать над картиной всей своей жизни "Русь уходящая", которую так и не завершил. Затем в мастерской работал его брат, живописец и реставратор Алексей Корин – с 1934 по 1986 год.

Песенка об Арбате Булата Окуджавы звучала всё время, пока мы перемещались от одного экспоната к другому. Семья барда жила в доме № 43. Родители долго думали над его именем. Месяц Окуджава был Дорианом, а при регистрации ему дали имя Булат.

– О том, как родители заселились в квартиру на Арбате, Окуджава писал: "Они, сжимая в руках бумажное и беспрекословное право, возникли на улице со странным названием Арбат, вошли в дом 43 и вселились в квартиру 12 на четвёртом этаже большого грязно-бежевого дома..." – вспоминает Максим Логинов. – В квартире у них были две комнаты, расположенные в разных концах длинного коридора. В остальных комнатах проживали бывший кожевенный фабрикант и владелец квартиры Ян Каневский с женой и дочкой и его бывшая кухарка. Этот дом построили в 1890 году. Сначала он был двухэтажным. На первом этаже до революции находились торговые лавки, а квартиры – на втором этаже. Потом надстроили ещё два этажа. А в 1930-е перестроили в шестиэтажный дом. Булат Окуджава прожил там свои первые 16 лет жизни, а потом переехал к родственникам в Тбилиси.