Романтическая сказка режиссёра Ильи Учителя взобралась на строчку лидера российского кинопроката. "Летучий корабль" снят по мотивам одноимённого мультфильма 1979 года студии "Союзмультфильм", но в новой версии героев стало побольше.
Одним из таких персонажей, встретившихся Ивану на пути, стал Соловей-разбойник в исполнении актрисы Анны Уколовой. Узнали, как создавали этот образ, который для большинства зрителей оказался весьма неожиданным.
Получеловек, полуптица
– Мы сразу понимали, что наш Соловой-разбойник будет героем антропоморфным. Получеловек, полуптица. Решили изобразить его по-своему, обязательно с клювом и ногами, как у избушки на курьих ножках, – рассказала Metro художник по гриму Ирина Илларионова. – Мы перебрали массу вариантов клювов и париков. Наши первые пробы грима режиссёр Илья Алексеевич (Учитель) забраковал со словами: "Дети испугаются, надо делать его повеселее". Мы стали добавлять больше пёрышек, играть с цветами, чтобы наш герой был более смешной, сказочный и обаятельный. Очень надеюсь, что у нас это получилось!
По словам нашей собеседницы, Анна Уколова, когда впервые увидела готовый грим на себе, "бегала весело по мастерской, расхваливая, как это прекрасно и чудесно".
Разбойник-недотёпа
По характеру этот персонаж разбитной, хулиганистый, играет на гитаре, поёт песни.
– У нас этот герой – разбойник-неудачник с тяжёлой судьбой, а поэтому придумывали, как отразить в деталях то, что жизнь его успела потрепать и побить о скалы. В парике совместили и волосы, и перья. Перья эти подбирали так, чтобы они были не яркие, не нарядные, а скорее монохромные. Да и чтобы выглядели они, будто часть уже пообщипали, выдрали, – продолжает Ирина Илларионова. – Надя Васильева, художник по костюмам, предложила ему сделать рокерско-байкерский костюм с проржавевшими металлическими крылышками на спине и зеркалами заднего вида, закреплёнными на плечах кожаной куртки Соловья.
Как есть через клюв
Чтобы превратить актрису в Соловья-разбойника, ей делали пластический грим, состоящий из отдельных частей. Отдельно клеили уши, лоб, клюв, подбородок и так далее, и в итоге это превращалось в своего рода маску, но подвижную, благодаря которой в кадре видна мимика, можно двигать клювом и так далее.
– Всё это потом красилось, добавлялся парик, перья, – рассказывает Metro Алексей Ивченко, художник по пластическому гриму и спецэффектам. – Конечно, в таком гриме предусмотрены дырочки на уровне носа и ушных раковин – актёру в таком гриме и дышится, и слышится нормально. Есть только через клюв было крайне неудобно. Анне приходилось дробить еду на кусочки, совсем как птичкам, и ела она перед зеркалом, чтобы точно попасть в клюв. Пила через трубочку. В моей практике были случаи и похуже. На съёмках сериала "Аванпост" у нас инопланетяне были вообще с заклеенными ртами, однако Артём Ткаченко умудрялся через дырочки в инопланетном носу пропихивать себе сосиски в рот, не повредив грим.
Клюв для Соловья делали облегчённый из материала наподобие поролона. Клеили его, как и остальной пластический грим, на специальный протезный клей.
Весь пластический грим одноразовый, поэтому на каждый съёмочный день нужен был новый. У Анны Уколовой было 10 съёмочных дней, поэтому клюв, все накладки на лицо и руки создавались в таком количестве. Разве что ног было всего две пары: одни для Анны, другие для её дублёра.
Курьи ножки
Прототипами для "курьих ножек" Соловья послужили конечности больших австралийских птиц эму, рассказал Алексей Ивченко:
– Ноги эти надевались как ботинки на ноги актрисы, спрятанные в специальные синие колготки, которые позже из кадра удалялись. Несмотря на то что шарнирная конструкция ног позволяла им гнуться и сгибаться, неудобства возникали, когда Анне (Уколовой) хотелось присесть. Требовался специальный высокий стул.
По словам наших собеседников, их сложный грим испытание съёмками прошёл успешно. Сложности возникали разве что во время полётов Соловья-разбойника. Нужно было делать всё аккуратно, чтобы подъёмные тросы не повредили клюв и ноги.
Этот грим как пилинг
– Самая большая беда пластического грима – это пот, который может скапливаться под гримом, – продолжает Алексей Ивченко. – И тут всё зависит от правильной планировки. Все проходит без вреда для кожи, если это, конечно, не съёмки в гриме 20 дней подряд, как это было у Сергея Безрукова на фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой". У него от пота началось раздражение кожи на лице. В целом же после пластического грима достаточно потом увлажняющую маску на лицо сделать и все нормально. В какой-то степени это можно считать, как пилинг – убираем ороговевшую кожу с лица и нормально. Анна кайфовала от образа, она из тех актрис, которые готовы на эксперименты и получают от этого удовольствие.