Крупнохохолковое чудо
Мягкий свет проникает сквозь панорамные стёкла и тканевые занавески Второго оранжерейного корпуса. Плод ананаса висит на гигантской травинке, как ёлочная игрушка. Между каллой и стрептокарпусом его и не сразу приметишь, но именно этот малыш размером с половину футбольного мяча — главный виновник сегодняшнего торжества, объясняет мне заместитель начальника оранжерейного комплекса музея-заповедника "Царицыно" Артём Кармолин.
— Для нас это всегда и радость, и неожиданность, — он последний раз подвязывает ананас перед срезанием. — Прежде чем растение начинает плодоносить, проходит несколько лет. Так что этот ананасик для нас долгожданный во всех смыслах.
На оранжерейном термометре 23 градуса — мне в осенней куртке невыносимо жарко, но ананасу в самый раз! Температура, повышенная влажность и хорошее освещение — вот что было нужно, чтобы родилось это чудо.
— Технология выращивания примерно такая же, как была в XVIII и XIX веках. Но этот ананас особенный: во-первых, потому что он крупнохохолковый, — Артём показывает на верхушку плода, состоящую из огромных листьев. — Во-вторых, потому что два столетия назад здесь была целая ананасная оранжерея. А теперь он у нас один!
Чиназес comosus
Время срезки ананаса — 13:00. Жду к этому времени толпу журналистов, но в час икс вместо них к оранжерее прибывают школьники. Оказывается, кроме Metro никто из СМИ не знает, что в "Царицыно" дозревает тот ещё фрукт. В музее-заповеднике решили не устраивать из этого пафосное пресс-мероприятие, а позвали пятиклассников 641-й столичной школы имени Сергея Есенина.
Почётное право срезать ананас принадлежит Дарье Кутейниковой, экскурсоводу сектора экологического воспитания музея-заповедника "Царицыно". Она показывает лианы, вьющиеся по потолку, недозревшую папайю, листья банана (да, из местных плодов можно будет когда-то приготовить мультифруктовый сок) и наконец подходит к табличке с надписью ananas comosus ("крупноплодный" с латыни). Дети гида практически не слушают, пока Дарья не произносит магические слова:
— Этот ананас рос здесь четыре года и дозрел специально к вашему приходу. Так что вам повезло попасть на историческое событие!
Ребята моментально замолкают и смотрят, как девушка в круглых очках подносит нож к стеблю. Одно движение — и историческое событие происходит. Школьники награждают Дарью аплодисментами.
— Чиназес! — поднимает кулак вверх Паша в оранжевой майке. — Теперь будем рассказывать об этом бабушкам и дедушкам.
Душистый и насыщенный
Стою рядом со школьниками, как прилежный пятиклассник, и надеюсь, что после операции по отделению плода от стебля наступит дегустация. Но не тут-то было! Дарья безжалостно срезает с растения "скальп" — тот самый крупный хохолок — и ведёт зачарованных школьников на мастер-класс по выращиванию ананаса. Она раздаёт каждому ребёнку по пучку от хохолка, объясняет, что место среза нужно присыпать углём, и показывает, как правильно "утрамбовывать" будущий ананас в землю. Паша вместе с остальными ребятами послушно выполняет команды Дарьи.
Пока юные садоводы возятся с "ростками", спрашиваю у девушки в круглых очках разрешение попробовать чудо-фрукт, заполнивший оранжерею ярким ароматом. Дарья кивает, и я кладу в рот кусочек ананаса, случайно срезанный ей несколько минут назад. Царицынский ананас "прямо с ветки" оказывается в три раза насыщенней, чем магазинные. Только слегка кисленький!..
Забираю пучок и везу на работу. Через четыре года на редакционном подоконнике созреет ещё один ананас.
Только факты Разбить в имении "ранжереи" для выращивания дынь, померанцев, винограда и ананасов наказала Екатерина II. В XIX веке ананасов в "Царицыно" выращивалось столько, что за раз было не съесть, и их квасили, как капусту. К концу того же столетия местные оранжереи пришли в упадок. Ананасы в Москву возили с юга по железной дороге. Возродили оранжереи в 2006 году. Первый ананас в новейшей истории вырастили 14 лет назад.